Город, широко известный как самый грязный в России, хочет предотвратить появление негативных отзывов об экологии в поисковиках «Яндекс» и «Гугл» и готов потратить деньги налогоплательщиков на это.
В 2011 году власти Челябинска объявили о начале государственного конкурса с выигрышем 300 000 рублей (10 700 долларов) с целью «оптимизации» ответов «Яндекс» и «Гугл» на 15 запрашиваемых фраз, среди которых: «радиация в Челябинске», «грязнейший город России» и «экология на Урале».
Согласно условиям конкурса, доступным на сайте zakupki.gov.ru, первые 150 ответов на каждый из запросов должны содержать преимущественно позитивные или нейтральные мнения об экологии Челябинска и Челябинской области. И только 20 процентов ответов могут содержать негативные отзывы об окружающей среде региона. Результат не включает отзывы из русской Википедии, которую «оптимизация» не затронула.
По сообщению Государственного комитета статистики в июне, Челябинск — не самый грязный русский город, это позорное звание отвоевал Норильск в 1992 году. Однако, он входит в топ-десять последние года. В городе, население которого 1,1 млн. человек, расположено много промышленных объектов, включая металлургический завод и ферросплавную фабрику.
В 1957 году на объекте в закрытом городе Озёрск Челябинской области произошёл ядерный взрыв, произведённые радиоактивные выбросы оценивают как одна двадцатая Чернобыльской катастрофы. История замалчивалась до 1989 года. Отзывы в поисковиках, имеющие отношение к этой аварии, также будут «оптимизированы» согласно описанию конкурса.
Блоггер Алексей Навальный, который выложил эту историю в своём блоге, назвал конкурс «отвратительным и безнравственным» и также титуловал губернатора Челябинской области Михаила Юревича «проактивным идиотом». Правительство объявило о компании по изменению публичного имиджа области в прошлом сентябре.
Согласно порталу chelyabinsk.ru, представитель регионального правительства Светлана Доронина назвала отчёты о загрязнениях в области «ужасными историями», распространяемыми «радикальными активистами по борьбе с загрязнениями окружающей среды», которых финансируют иностранные конкуренты местной промышленности. Она не назвала конкретных имён.
«Яндекс» и «Гугл» не были обрадованы конкурсом.
Представитель компании «Яндекс» Очир Манджиков в своём письме сказал, что «Яндекс занимает негативную позицию по отношению к любой попытке ввести в заблуждение пользователей и поисковую систему».
Алла Забровская, представитель компании «Гугл Россия», в беседе по телефону сказала, что объективность и совершенная удовлетворённость пользователей «Гугла» является главным принципом поисковой системы.