Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, (также) и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дом Отца Моего не делайте домом торговли.
РПЦ, уполномоченное представительство Бога на территории России, оказалась в центре очередного скандала, и на этот раз связанного с нетрадиционными схемами коммерческой деятельности. Отличилась Московская патриархия, устроившая на территории храма Христа Спасителя, главного культового строения Российской Федерации, многопрофильный бизнес-центр.
4 июня 2012 года в Хамовнический суд Москвы поступило исковое заявление от Общества защиты прав потребителей (далее ОЗПП), из которого явствует, что на территории божьего храма функционируют автомойка, шиномонтаж, автосервис, платная автостоянка, столовая, химчистка, а также торговые ларьки и павильоны, реализующие ювелирные изделия, сувениры, посуду, одежду и многое другое. Кроме того, культовые помещения сдаются в аренду для проведения корпоративов и прочих мероприятий. Иконы при этом завешиваются, чтобы не смущать клиентов.
В ходе контрольных мероприятий ОЗПП выявило следующие нарушения:
— отсутствие информации о правилах продажи товаров;
— отсутствие оформленных ценников на реализуемый товар;
— отсутствие обязательной информации на ряд товаров;
— отсутствие книги отзывов и предложений;
— неприменение контрольно-кассовых машин, невыдача покупателям кассовых, товарных чеков и иных документов, подтверждающих факт и условия покупки, в том числе касательно товаров, не подпадающих под определение «предметы религиозного культа и религиозная литература»;
— продавцы отказывают потребителям в возврате и обмене товаров, ссылаясь на распоряжение начальства.
К сожалению, ОЗПП в своём обращении не указало на нарушение негласного общехристианского кодекса поведения, запрещающего в строках 13-16 главы 2 Евангелия от Иоанна и в строках 12-13 главы 21 Евангелия от Матфея использование храмов в коммерческих целях.
РПЦ устами главы своей юридической службы, инокини Ксении, открестилась от торговых точек, заявив, что они принадлежат светским властям, а не церкви.
«Весь комплекс зданий храма Христа Спасителя и прилегающий к нему земельный участок находится в собственности города Москвы. При этом все площади храма переданы в доверительное управление Фонду храма Христа Спасителя, который вправе эксплуатировать этот имущественный комплекс согласно своему уставу», — заявила инокиня и предложила потребителям подать в суд на указанный фонд.
Православно-патриотической общественности России ещё только предстоит осмыслить значение этих слов, из которых следует, что главный храм России ни одним кирпичиком не принадлежит РПЦ, является коммерческой недвижимостью и может быть при желании переоборудован в католический костёл, иудейскую синагогу, буддистскую пагоду, языческое капище или вообще в плавательный бассейн.
Мы же позволим себе усомниться в искренности слов инокини Ксении. Заглянув на главную страницу сайта «Фонда храма Христа Спасителя», любой желающий сможет понять, какую серьёзную, может быть даже трагическую ошибку, совершила глава юридической службы. «Деятельность Фонда с первых его шагов несет на себе благословение Святейшего Патриарха. Он не только духовно окормляет нас, как пастырь Русской Православной Церкви, но является и непосредственным руководителем – настоятелем Храма Христа Спасителя, направляет повседневную жизнь Храма и деятельность Фонда» — с удивлением узнаём мы.
Ситуация только начала развиваться. Если святейший патриарх Кирилл будет привлечён к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, этот казус может с полным на то правом претендовать на звание «Ошибки года». Если же всё ограничится отставкой главы юридической службы, инокини Ксении, мы ничуть не удивимся.
А между тем, история с обращением потребителей в общество защиты своих прав, описанная чуть выше, получила забавное продолжение. В Хамовническом районном суде Москвы представитель Храма Христа Спасителя заявила во время заседания, что процесс обмена товара на деньги, происходящий в стенах культового сооружения, не является торговлей.
«Посетители не приобретают товар, а получают его на основе дарения, после чего могут пожертвовать денежные средства на нужды подворья», — пояснила она. «У нас даже нет должности продавца, только сборщик пожертвований, на каждом товаре указан рекомендуемый размер пожертвования». (Предприниматели, берите на заметку!)
Защищавшуюся сторону поддержало московское отделение Роспотребнадзора. Его представитель заявил, что деятельность по распространению товаров религиозного назначения законна и не нарушает ни чьи права.
«Круг потребителей у церкви ограничен, а, значит, данное предложение нельзя отнести к договору купли-продажи», – сказал он.
Аргументация, конечно, потрясает своей изощрённой оригинальностью. Все мы сызмальства знаем, что в церкви творятся чудесные, подчас необъяснимые вещи, но это будет посильнее мироточащих икон и святой воды в трёхлитровых банках. Вместо того, чтобы смириться с очевидным и выплатить мелочный штраф, подворье Храма Христа Спасителя подкладывает мощнейшую бомбу под основы государственного устройства Российской Федерации.
Понятие «торговля» полностью оформилось и стало обозначать то, что обозначает, гораздо раньше появления на свет любой из существующих ныне религий. На обложении торговли налогами испокон веков держится любая государственная власть. И, по всей видимости, то, что происходит на наших глазах в Хамовническом суде – это первая попытка в истории человечества представить обмен товара на деньги не как торговлю, а как что-то другое, неподконтрольное существующим механизмам налогообложения.
В случае если суд примет сторону ответчика и закрепит тем самым альтернативную трактовку товарно-денежного обмена, мы вправе ожидать развития истории России по совершенно непредсказуемому и абсурдному сценарию. В эпоху бешеной конкуренции в сфере оптово-розничной торговли и здравомыслящий производитель, и расчётливый ритейлер постараются воспользоваться появившейся лазейкой и получить преимущество перед конкурентами, выведя свои продажи из-под налогов, добавляющих, чего там греха таить, немало десятков процентов к ценнику товара на прилавке.
Это может выглядеть, как появление в церковных лавках вполне мирской номенклатуры под видом «товаров религиозного назначения». Из практикуемых в наш просвещённый век обрядовых мероприятий можно навскидку назвать свадьбы, похороны, обрезания, круглогодичные посты, крупные праздники типа Рождества и Рамадана, на каждое из которых верующие закупают напитки и продукты питания. Для того чтобы наладить торговлю ими в церковных точках реализации, не придётся даже маскировать, допустим, водку «Столичная» под «Первопрестольную» или «Московскую патриархальную». Окропления каждой принимаемой партии товара заведующим складом в сане священника должно вполне хватить для придания необходимого статуса любой колбасе и «Кока-Коле».
Вслед за этим следует ожидать выхода из-под налогообложения всей цепочки поставщиков и производителей, обеспечивающих церковные лавки продуктовым товаром. Во-первых, это выгодно, а во-вторых, это автоматически вытекает из договоров дарения-пожертвования, на основании которых будет осуществляться снабжение богоугодных заведений.
Производителям промышленных товаров придётся труднее, но и они, скорее всего, со временем найдут способы придания своей продукции нужного статуса. Молельные ковры, одежда, соответствующая религиозным предписаниям, строительные материалы, предназначенные для постройки культовых объектов, топливо для погребальных костров индуистов – при желании под описание «товар религиозного назначения» можно подвести что угодно. То же самое произойдёт со сферой услуг, туристическим бизнесом и, возможно, частью государственного сектора экономики.
Ещё более простым решением для участников рынка будет не подстраивание под существующие религии, а создание совместными усилиями новой, благо все предпосылки для её оформления уже имеются. Речь идёт о «культе потребления», адептами которого является огромное число россиян. Любой нормальный человек, если дать ему возможность получать в дар за полцены всё то, что он сейчас покупает, охотно признается, что верит в «Дядю Бена», «Мистера Мускула», «Смешариков» и чудодейственную силу армянского коньяка двадцатипятилетней выдержки! Конечно, в этом случае придётся пойти на некоторые преобразования и привести штатное расписание и наименование объектов в соответствие с общепринятой религиозной терминологией.
Но, думается, жертвователи очень быстро привыкнут к тому, что в церквях, суперхрамах и мегасоборах новой религии вместо кассиров и продавцов их будут обслуживать сборщики пожертвований и старшие дарители, а обращаться с претензиями нужно будет не к директору магазина, а к настоятелю соответствующего культового заведения.
При любом из описанных сценариев государство лишится огромной части доходов, вслед за чем можно ожидать развала систем образования, здравоохранения и социального обеспечения, утраты контроля над границами и внутренним правопорядком, а также множества других глобальных проблем, грозящих развалом страны и скатывания её обломков в невиданный доселе хаос.
Остаётся надеяться, что Хамовническому суду хватит мудрости, чтобы правильно оценить риски, таящиеся в этом неоднозначном деле, и он займёт позицию, удовлетворяющую интересам государства и общества.
P.S. Суд отклонил иск к храму. Ждём веселья, описанного выше.