Широка казна моя родная

276
0

На патриотическое воспитание граждан в следующую пятилетку планируется потратить втрое больше, чем в прошлую. «Деньги» разбирались, в какую сумму обходится бюджету воспитание любви к родине и на что тратятся средства.

В апреле на сайте regulation.gov.ru для обсуждений был вывешен новый проект программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Авторы намерены повысить эффективность патриотического воспитания в стране, поскольку «при нынешнем усложнении геополитической ситуации и участившихся попытках геополитических конкурентов дестабилизировать политическую ситуацию внутри страны… нужно повышать уровень готовности граждан России к защите национальных интересов». На предыдущую программу патриотического воспитания на 2011-2015 годы (ее готовил тогдашний руководитель Росмолодежи Василий Якеменко) федеральный бюджет потратил 591 млн. руб. Нынешний руководитель ведомства Сергей Поспелов просит втрое больше — 1,68 млрд. руб. В новой программе нет фишки Росмолодежи предыдущих лет — форума «Селигер»,— но в остальном все то же — семинары, слеты, конкурсы. По итогам этих акций доля россиян, гордящихся своей страной, должна вырасти на 8%, число организаторов патриотического воспитания — вдвое, воинских частей, шефствующих над образовательными организациями,— втрое, а героико-патриотических и военно-патриотических музеев в образовательных организациях и на предприятиях — в 1,5 раза. Координировать деятельность помимо Росмолодежи будет активизировавшийся в последнее время Роспатриотцентр под руководством Ксении Разуваевой, в апреле прославившийся поиском солдатиков в нацистской форме в детских магазинах.

Арктические траты

Многим кажется, что золотые времена для Росмолодежи закончились с уходом в 2012 году Якеменко и переходом от Минспорта к Минобрнауки, но на самом деле как раз последнее время организации сопутствует финансовая удача. После смены руководства бюджет Федерального агентства по делам молодежи вырос более чем вдвое, с 400 млн до 926 млн руб., а в 2015-м ведомство получит 957 млн руб. (программа «Патриотическое воспитание» только часть общего финансирования). В 2014 году большая часть средств — около 0,5 млрд руб.— проходила через сайт zakupki.gov.ru. По заявлениям Росмолодежи, основная статья расходов — это «Селигер» (240 млн руб.).

«Деньги» проанализировали закупки Росмолодежи и выяснили, что следующая по объему статья расходов ведомства (50 млн руб.) — проведение форума «Экспедиция Арктика» для «молодых людей, чья сфера интересов связана с исследованиями Арктического региона». Хотя расходы были списаны за 2014 год, форум проходил в феврале 2015-го и далеко от Арктики — на берегу все того же озера Селигер. Судя по фотоотчету в «ВКонтакте», большую часть времени участники провели в квестах по заснеженному лесу. С учетом того что форум собрал 150 участников, траты на каждого составили 50 тыс. руб. в день. По словам генерального директора агентства PR Partner Инны Алексеевой, деловые мероприятия в центре Москвы в пятизвездочных отелях обходятся в 3-7 тыс. руб. в день на участника (без проживания).

Еще одна крупная статья расходов Росмолодежи — 120 млн руб.— гранты победителям Всероссийского конкурса молодежных проектов. 81 проект получил по 250 тыс. руб., остальные — по 150 тыс., 100 тыс. и 50 тыс. руб. Среди победителей — конкурс молодежного творчества «Это родина моя, всех люблю на свете я», инфографика «15 лет Путина» и проект Молодежного центра противодействия экстремизму. Описание проектов Росмолодежь представить отказалась, сославшись на закон о защите персональных данных.

Остальные статьи затрат более мелкие — 1,9 млн руб. на Форум работающей молодежи, 1,7 млн руб. на круглый стол «Актуальные проблемы патриотического воспитания в образовательных учреждениях», 1,6 млн руб. на Форум казачьей молодежи. В среднем один слет гражданских активистов обходится Росмолодежи в 2 млн руб.

«Вопрос оценки эффективности проведенных мероприятий крайне важен для нас»,— сообщили «Деньгам» в пресс-службе Росмолодежи. На наши уточняющие вопросы об эффективности деятельности, охватывающей менее 1% молодых людей, ответили: «Слушать и слышать молодежь — это наша первоочередная задача. На данный момент мы продолжаем работу над совершенствованием качества нашей деятельности».

Поставщики для активистов

В 2010-2011 годах широко обсуждалась тема поставщиков Росмолодежи: почти половину контрактов забирали компании, основанные выходцами из «Наших» и «Идущих вместе». Бывшие участники этих движений оформляли компании на себя, и те открыто побеждали в тендерах. Весной 2014 года пост руководителя Росмолодежи покинул Сергей Белоконев, предположительно из-за подозрения в коррупции. Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов просил Следственный комитет, Генпрокуратуру, МВД и Счетную палату проверить работу Росмолодежи: в ведомстве якобы была налажена схема получения откатов при выполнении госконтрактов. Сейчас ситуация с поставщиками не менее запутанная.

Анализ закупок Росмолодежи показывает, что крупнейший поставщик товаров и услуг ведомства — ООО «Первая тренинговая компания», которое провело форумов и конкурсов более чем на 33 млн руб. В 2014 году по 27 из 28 заявок этой компании на сайте госзакупок были заключены контракты.

Название юрлица такое же, что и у известной санкт-петербургской компании, которая тоже занимается тренингами, однако там сказали, что, во-первых, не являются ООО, а во-вторых, никогда не имели дел с Росмолодежью. По данным «Спарк-Интерфакса», генеральный директор искомой компании — Дмитрий Левин, он возглавляет еще 39 компаний, занятых в совершенно разных отраслях. «Не знаю никакой тренинговой компании, Дмитрию Левину не представлен. А что ему передать?», — ответил мужской голос по мобильному телефону, указанному в регистрационных данных.

Другие заметные поставщики — ООО «Ланкон Люкс», которое заключило контракт на организацию питания на «Селигере» на 30 млн руб., ООО «Профэвент», получившее больше 23 млн руб. за организацию мероприятий, ООО «Центр права и технологий» (более 20 млн руб., организация мероприятий), ООО «Северная звезда» (содействие в проведении мероприятий, более 20 млн руб.), ООО «Маркетинговое агентство «Арт Плюс»» (содействие в организации мероприятий, более 10 млн руб.). Ни у одной из этих компаний нет сайта, в интернете они упоминаются только на порталах, связанных с госзакупками, по телефонам, указанным в заявках, на наши вопросы не отвечают. Более чем в 90% случаев на конкурсы Росмолодежи подается одна заявка, которая и побеждает. «Это не нарушение закона, но может навести на размышления о заточке под конкретного поставщика», — поясняет руководитель проектов Национальной ассоциации институтов закупок Михаил Шелоумов.

Любить за гранты

Еще один источник финансирования патриотизма — президентские гранты НКО. Патриотизм там стал заметной статьей с 2012 года. В 2013 году на гранты было потрачено около 3 млрд руб. По подсчетам «Денег», на проекты, в которых явно фигурировало воспитание патриотизма или величие России, было направлено около 60 млн руб. В 2014 году под патриотизм удалось получить вдвое больше — свыше 130 млн руб., несмотря на сокращение общего бюджета до 2,7 млрд. Результаты проектов, которые получили финансирование в 2013-м, уже можно оценивать (все они должны были состояться в первой половине 2014 года).

Например, АНО «Сибирский пресс-клуб» получило 1,8 млн руб. на проект «Жить и развиваться в России», ориентированный на «формирование у молодежи Сибири и Дальнего Востока чувства патриотизма». Организаторы должны были провести фотоконкурс «За что я люблю Россию?», опрос «Какой я вижу Россию через 10 лет?», в рамках которого «молодым людям будет предложено выбрать и оценить разработанные экспертами варианты развития страны», и конкурс идей «Как сделать жизнь моей малой родины лучше?». По факту опрос представлял собой голосование в «ВКонтакте», в котором с большим отрывом лидировал вариант «Движемся в том же направлении, что и сейчас» (40% голосов). Второе место занял ответ «Российская империя» (более подробное описание отсутствует) (23% голосов). В конкурсе идей первое место занял проект Reemly — «интегрированная система рекрутинга, включающая в себя видеосвязь для проведения онлайн-собеседований», второе — проект «Творческая мастерская»: в пояснении написано, что это «единая площадка для всех, кто занимается или хочет заниматься творчеством». С июня 2014 года сайт грантополучателя не обновляется. Руководитель проекта «Жить и развиваться в России» Полина Харламова заявила «Деньгам», что полученные средства были потрачены на сайт, работу сотрудников и церемонию награждения победителей. Подробную смету Харламова демонстрировать не стала.

Фонд поддержки молодых ученых УМА во главе с Анной Чапман получил в 2013 году 2 млн руб. на повышение престижа российских вузов через увеличение индекса цитируемости научных публикаций. Однако об успехах фонда на этом поприще ничего не известно: сайт не обновляется с октября 2014 года, а Чапман сейчас занята развитием собственного бренда женской одежды.

В принципе уровень патриотизма в России за последние годы сильно вырос. На недавний вопрос «Левада-центра»: «Является ли Россия в настоящее время великой державой?» — 68% респондентов ответили утвердительно. Как отмечают в «Левада-центре», это абсолютный рекорд за все время проведения этого опроса — с 1999 года. Однако оценить вклад в рост патриотизма реализуемых программ довольно трудно. «Мы не оцениваем эффективность проектов, — прокомментировал «Деньгам» Павел Красноруцкий, председатель Российского союза молодежи, который является одним из операторов, решающих, кому выдать грант. — Эту работу выполняет конкурсная комиссия. Мы, как операторы, лишь осуществляем контроль над выполнением календарного плана и расходованием средств».

В 2014 году средства выделяли на проекты, результат которых оценить еще труднее. 1,3 млн руб. получила НОК «Фонд ветеранов Кремлевского полка» на «поиск модели патриотического воспитания, адекватно отражающей реалии современной России». 3 млн руб. выделили молодежной общественной организации «Правая Россия» на «сбор и систематизацию имеющихся в сети интернет сведений по основным направлениям патриотического воспитания в РФ». Не остались без поддержки и проекты с «духовными скрепами»: частное учреждение «Дом знаний» получило 7 млн руб. на «объединение патриотической молодежи вокруг духовных скреп». Кроме того, в 2015 году появится интернет-портал «Патриот.онлайн» за 2 млн руб.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ