Лазерные террористы

416
0

С новым видом преступления столкнулись ростовские правоохранители. Уже пять случаев ослепления лазерным лучом пилотов воздушных кораблей зафиксировано в Ростове. Полицейские начали активный поиск «лазерных террористов».

Первый случай с ослеплением пилота лайнера гражданской авиации произошел 3 июня 2011 года. Тогда, в 2:06 мск, диспетчеру посадки от командира воздушного судна А-320, совершавшего рейс сообщением Москва – Ростов-на-Дону (авиакомпания «Авианова»), поступила информация об ослеплении члена экипажа лазерным лучом зеленого цвета. Инцидентом заинтересовалась Волго-Донская транспортная прокуратура.

«Установлено, что в момент ослепления воздушное судно, зашедшее на посадку со стороны Ворошиловского моста, находилось на удалении 3-5 км от взлетно-посадочной полосы аэропорта Ростова-на-Дону на высоте 300-400 метров приблизительно в районе Нахичеванского рынка донской столицы. После посадки командир воздушного судна подтвердил указанную информацию руководителю полетов», – подтвердила первый «лазерный» факт официальный представитель Южной транспортной прокуратуры Агнесса Савченко.

Вторая хулиганская выходка произошла 7 июня в вечернее время. Неизвестные в этот раз ослепили лазером пилота заходящего на посадку Boeing 735. Борт летел из Москвы. Как сообщил корреспонденту 161.ru источник в аэропорту, никто из пассажиров, а их было 97 человек, и членов экипажа не пострадал. Потом наглецы ослепили пилота вертолета ГУ МВД РФ по Ростовской области. А 23 июня, сразу двое пилотов двух авиалайнеров были подвергнуты лазерной атаке. Как сообщил корреспонденту 161.ru начальник пресс-службы ГУ МВД России по Ростовской области Алексей Полянский, в ОМ-6 поступила информация о том, что около 22:15, при заходе в аэропорт Ростова-на-Дону экипаж самолета Boeing 735, следовавший рейсом №497 Внуково-Ростов, был ослеплен лучом зеленого цвета направленным из ростовского поселка Темерник. Чуть позже попытка ослепить пилотов повторилась в Ворошиловском районе Ростова: В ОМ-1 поступила информация о том, что 23 июня в 23:06, при заходе на посадку снова ослепили пилота Boeing 735 – «вспышка» была со стороны ТЦ «Горизонт».

«Во всех случаях пилотам удалось без происшествий посадить самолеты. Сотрудники полиции немедленно уточнили районы города, откуда светили лазерными устройствами. Туда были направлены группы патрулирования. Опрос местных жителей и прохожих на данный момент результатов не дал. Поиски хулиганов продолжаются. Правоохранительные органы обращаются за помощью к населению. Если вам что-либо известно о личностях хулиганов или вы стали очевидцем их действий, незамедлительно сообщите об этом в ближайший районный отдел полиции или по телефону 02», – обратился ко всем ростовчанам полковник Алексей Полянский. К сожалению, говорит Алексей Полянский, есть такая «порода» людей, для которых дурной пример заразителен.

Оказывается, мода ослеплять пилотов гражданских самолетов пришла к нам из … США. Как и сами лазерные указки, которые сейчас находятся в свободной продаже. По данным президента консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерия Шелковникова, начиная с 2005 года в Штатах было зафиксировано 1500 таких случаев. А с начала 2011 года эта цифра выросла почти в два раза! «Федеральное авиационное ведомство США по этому поводу даже обратилось в Конгресс США, чтобы были внесены поправки в закон, – рассказал 161.ru Валерий Шелковников. – Они потребовали ужесточить наказание для таких «хулиганов», чтобы их действия расценивались не как шалость, а как покушение на непредумышленное убийство. Уже сейчас штраф за наведение лазера на кабину пилотов составляет 14 тысяч долларов. И правонарушителей успешно ловят, надо сказать. Главным образом – с помощью полицейских вертолетов, которые патрулируют секторы захода на посадку и секторы набора высоты».

Ростовская полиция, наоборот, расширила диапазон поиска «лазерных террористов»: не секрет, что русские в таких случаях куда изобретательнее американцев. Правоохранители уже обратили внимание на набережную Ростова и Лебердон: там множество увеселительных заведений: в ночных клубах лазерные шоу – не редкость.

«На днях гуляла по набережной и в самом конце за Богатяновским спуском видела, как из какого-то кафе (оно находилось на правом берегу дона), в небо был направлен зеленый лазерный луч, как раз в тот момент, когда летел самолет в аэропорт, – сообщила ростовчанка Марина. – Сразу вспомнила про случай ослепления, может, полиция обратит внимание на эту зону и понаблюдает: возможно это не хулиганство, а просто цветомузыка. Но свет лазера был именно зеленый и направлен в небо в тот момент, когда самолет летел достаточно низко».

Ростовчанин, пилот гражданской авиации с 32-летним стажем, Павел Толченов со знанием дела утверждает, что любое ослепление, да еще во время захода на посадку, для пилота опасно, а для экипажа и пассажиров чревато ЧП.

«При заходе на посадку пилот использует визуальную индикацию – то есть внимательно следит. А когда человека ослепить на мгновение лазером, ему понадобится какое-то время, чтоб вернуться в нормальное состояние. Этих секунд или минут более, чем достаточно, чтоб потерять управление самолетом, – говорит инструктор ОАО «Донавиа» Павел Толченов. – В Великую Отечественную войну мощными прожекторами ослепляли пилотов вражеских самолетов – они падали».

Эксперт Валерий Шелковников называет шалости с лазером «уголовно наказуемым вмешательством в безопасность полетов». Его консультативно-аналитический центр уже давно занимается изучением этой новой для России проблемы, которая, как выяснилось, для остального мира существует уже не первый год. Например, Европейская ассоциация пилотов авиакомпаний разработала даже специальную памятку для коллег, ставших объектом лазерной атаки. «Закройте глаза рукой, избегайте прямого взгляда на луч и никогда не трите глаза, – цитирует памятку Валерий Шелковников. – Если один из пилотов не был освещен лучом, он должен тут же взять управление на себя. Необходимо включить режим автопилота и, если это возможно, совершить маневр по отклонению от лазерного луча».

Еще летчикам советуют тут же включить максимальное освещение кабины, потому что в сумерках глаза особенно болезненно реагируют на попадание лазера.

Елена Доровских, Елена Романова

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ