Управляющие компании, по закону, должны заботиться не о прибыли, а об эффективном использовании средств на благоустройство территории и домов, ремонт подъездов и крыш и др. Но они предпочитают взвинчивать стоимость коммунальных расходов, не меняя количества и качества услуг. Многим категориям населения такие расходы уже не по карману.
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства нашей страны — возможно, самый острый вопрос, стоящий сейчас перед федеральными и региональными властями РФ. От его решения зависит не только качество жизни, но и само будущее. Между тем, безусловно, спектр жилищно-коммунального хозяйства всегда оставался не только острой проблемой для России, которая требует своего разрешения, но и лакомым кусочком пирога, от которого желает откусить каждый.
Мы платим растущие не по дням, а по часам коммунальные платежи, однако качество оказываемых услуг не только не оправдывает наши ожидания, но подчас порождает постоянные конфликты между жильцами и управляющими компаниями, которые чувствуют себя хозяевами положения.
«Сегодня, когда управляющая компания выбрана, переизбрать ее никто не может. Сходы и собрания жильцов, считай, бесправны. Поэтому нами вводится система, что если управляющая компания не предоставляет услуги в соответствии с договором, граждане вправе ее переизбрать», — цитируют СМИ слова министра регионального развития Виктора Басаргина на Всероссийском форуме жилищно-коммунального хозяйства.
Известно, что ЖКХ — одна из самых скандальных сфер в российской экономике. Еще в январе Генпрокуратура выяснила, что в большинстве российских регионов муниципалитеты необоснованно завышают тарифы на коммунальные услуги.
Масштабы воровства и самоуправства в деятельности коммунальщиков впечатляют. Так начальник контрольного управления администрации президента Константин Чуйченко доложил недавно Дмитрию Медведеву, что в одном только Центральном федеральном округе за два года за рубеж вывели около 25 миллиардов рублей. Схемы, которые использовали организации, оказывающие услуги ЖКХ, просты. Компании либо переправляли средства фирмам-однодневкам, либо выводили эти средства за рубеж, а возвращались они «в значительно меньшем размере».
«И подобные случаи — не случайные факты, а норма. Ежегодно в сфере ЖКХ вращается более трех триллионов рублей. Вот и возникает у некоторых организаций соблазн воспользоваться ресурсной базой, есть недобросовестные участники этого процесса», — подтвердил глава Минрегиона Виктор Басаргин.
В то время как управляющие компании должны заботиться в первую очередь не о своей прибыли, а об эффективном выполнении работы, направлении полученных средств на благоустройство территории и дома, ремонт подъездов и крыш, подвалов и канализаций, они предпочитают перекладывать растущие коммунальные расходы на плечи жильцов, для многих из которых квартплата становится непомерным бременем. Особенно это касается пенсионеров и малоимущих слоев населения.
Министерство регионального развития подготовило пакет законопроектов по реформированию системы ЖКХ. Министр рассказал, что в Госдуму внесен законопроект, который сделает работу управляющих компаний (УК) более прозрачной. Средства потребителей коммунальных услуг попадут на счета компаний, предоставляющих эти услуги, а управляющие компании будут получать лишь плату за свою работу. Сейчас все платежи собирают УК, а затем переводят их поставщикам коммунальных услуг.
Кроме этого, готовятся поправки, которые упростят переизбрание собственниками жилья управляющих компаний, обслуживающих дом.
По новой системе, если управляющая компания не предоставляет услуги в соответствии с договором, граждане вправе ее переизбрать. А если услуги все-таки предоставляются, но качество их далеко от идеала (вода из крана идет ржавая, а батарея еле греет), то стоимость таких услуг можно будет пересчитать. Так что финансовую свободу управляющих компаний намерены сильно ограничить, а жильцам предоставить право на смену управленцев и перерасчет платежей, если из крана идет ржавая вода, а температура в комнате не поднимается выше 18 градусов.
Все эти законопроекты должны быть рассмотрены Госдумой уже этой весной. Соответствующие изменения Минрегион вносит в «Правила предоставления коммунальных услуг», пока еще документ находится на согласовании в правительстве.
По оценкам экспертов, почти половина россиян недовольна работой обслуживающих их дома управляющих компаний. В основном граждане недовольны тем, что управляющие компании могут навязать жильцам те услуги, которые считают важными, совсем не заботясь об их качестве. Минрегион поставил себе задачу расширить права жильцов и уменьшить права управляющих компаний. После изменения «Правил предоставления коммунальных услуг» будут также внесены поправки в Жилищный кодекс. Они позволят создать инспекции, которые будут проверять обоснованность претензий, поступающих от жильцов.
«Нужно повышать прозрачность и публичность. У человека должна быть возможность понять, почему повысили тарифы. Какой процент от этого повышения идет на ремонт конкретной трубы и т.д. Конечно, интересоваться этой информацией будут не больше двух процентов населения. Но даже просто обнародование этой информации будет способствовать тому, чтобы деньги шли на дело, а не на покупку автомобилей для чиновника», — считает ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев.
Хотелось бы верить, что озвученные на Всероссийском форуме жилищно-коммунального хозяйства планы главы Минрегиона Виктора Басаргина относительно новых мер по контролю над деятельностью коммунальщиков будут осуществлены.
Но, как показывает практика последнего десятилетия, кроме безудержного роста тарифов на услуги ЖКХ, когда не в меру алчных коммунальщиков приходится осаживать лично президенту и премьеру России, реформа этой сверхприбыльной для ее управленцев отрасли так и остается на уровне благих пожеланий.