Венок испокон века был обязательным элементом национального украинского женского костюма. Он являлся символом вечной любви, бесконечности рода. Для украинской девушки он был символом девичьей чести. Девушка, которая потеряла девственность, не может носить венка. Отдать венок милому — отдаться ему. Венок защищал от «дурного глаза», от «нечисти», его называли «знахарем души» — такая в нем сила была, что он уберегал от ран телесных и душевных. Его надо было беречь, потерять венок, означало великий стыд и беду.
Об этом говорится в старинной легенде. Шла девушка по калину. Встретил ее парень и говорит: «Сними венок – моя будешь». Не велела мама снимать венчик, но парень был такой хороший, говорил так красиво, и ласковый взгляд его согревал сердце. Сняла девушка венчик, а парень превратился в страшного черта и забрал ее к себе.
Плетение венка было не просто забавой. По представлениям наших предков важно было знать из каких цветов его плести и сколько их должно было быть; в какое время и для какой цели. Традиционный украинский венок выплетался из двенадцати цветов, каждый из которых имел свое символическое значение.
- Бессмертник – символ здоровья;
- Бархатцы — верности, красоты;
- Тысячелистник — непокоренности;
- Барвинок – жизни и бессмертия души;
- Калина – девичьей красоты;
- Любисток – преданности;
- Ромашка – девичьей чистоты, верности;
- Ружа, Мальва, Пиония – веры, надежды, любви;
- Василек — красоты;
- Хмель (усики) – гибкости и ума;
- Мак – печали, грусти, любви;
- Незабудка – постоянства.
Кроме цветов, украинский венок украшали еще и разноцветными лентами. И здесь тоже были свои определенные правила. Люди верили в силу лент, они оберегали волосы от чужих глаз. Длина лент не была произвольной. Отмеривались они по длине девичьей косы и обрезались немножко ниже, чтобы закрыть ее, каждый цвет имел свой особый смысл. И ввязывали их в венок в определенном порядке: самую первую в венчике – посередине, вяжут светло-коричневую ленту – символ земли-кормилицы. По обе стороны от коричневой вплетают желтые ленты – символ солнца, за ними светло-зеленые – символ красоты и молодости. Затем голубые и синие – символы неба и воды, они дают силу и здоровье. Далее вяжут оранжевую ленту — символ хлеба, фиолетовую – символ мудрости человека, малиновую – символ душевности, искренности, розовую – символ достатка. Ввязывали в венок и белую ленту, причем концы ее должны были быть расшиты серебром и золотом. На левом конце вышивали солнце, а на правом – месяц. Если лента не была вышита, то ее не ввязывали, так как она была символом памяти об умерших предках.
Количество и набор цветов в венке не были раз и навсегда заданными, это зависело от разных обстоятельств: для девушки или для женщины он плетется? От их возраста, от вида венка, его предназначения. Кроме так сказать главных, украинский венок плели еще из множества других трав и цветов. Трудно точно перечислить их, потому что в разных областях Украины были свои предпочтения и традиции, но приблизительный их перечень такой: вишня, яблоня, чабрец, полынь, мята, душица, донник, девясил, первоцвет, вереск, лилия, папоротник, ландыш, подснежник, цикорий. Этнографы насчитывают более 70 видов украинского венка. Их можно разделить на возрастные, ритуальные, обрядовые и магические, многие из них имели «говорящие» названия.
Если девочка росла сиротой, то в косу она вплетала голубые ленты. И люди во время встречи одаривали такую девочку подарками, хлебом, деньгами, тканями и одеждой. Желали ей счастья и богатства. Бездетные люди просили ее стать им дочерью. После рождения первенца, женщина могла сплести венок из роз, украшенный зелеными листьями и все ее поздравляли и желали здоровья и счастья ребенку.
Возрастные венки плели соответственно возрасту девочки. Когда ей исполнялось три года, мама сплетала ей первый веночек. В него вплетали бархатцы, незабудки и ромашку, барвинок. Каждый из цветков лечил ребенка: бархатцы – от головной боли, барвинок и незабудки – зрение развивали, ромашка – сердце успокаивала. Кроме того, ромашка вплеталась для того, чтоб дочка честь берегла, имела ясный ум и чистые помыслы.
В четыре года плелся другой веночек, в него доплетался бессмертник, листья яблони или багульника. А когда девочке исполнялось шесть лет, то в веночек вплетали мак, который давал сон и берег разум, а также вплетали василек. Для семилетней девочки плели венок из семи цветочков и впервые -цветы яблони. Потом плелся венок девицы из ромашки и васильков с добавлением любых других цветов.
И, наконец, приходило время Венка Любви. Этот веночек выплетали девушки в возрасте от 13 лет и до замужества. Основу такого венка составляют ромашки – символ юности, доброты и нежности. Между ромашками вплетают цвет яблони и вишни. Над челом – цветущую гроздь калины. Между цветами вплетают усики хмеля, чтоб каждый видел, что девушка не только красива, но и умна. Конечно же, для девушек этот венок был самым главным.
Если девушка имела парня, а он всё никак из-за нерешительности не засылал к ней сватов, то ей нужно было сплести Венок Надежды из васильков и полевого мака. Такой венок нужно было собственноручно надеть на голову своему избраннику, и он тот час же избавлялся от нерешительности!
Еще плели Венок Преданности. Его основой являлись васильки, а между ними вплетали цветущий любисток. Об этом венке есть легенда. Жили в Украине две птицы: Любисток и Василек. Были они красивыми и за это люди убили их. Нашли себе убежище в роще последние двое из их птенцов, и скорбь сдружила их настолько, что все ставили их в пример.- Дай Бог вам такого согласия и преданности, как у Любистка и Василька, – благословляли в жизнь матери своих детей. До конца своих дней учили Любисток и Василек всех любить и оберегать друг друга, уважать. А как умерли, то проросли двумя ароматными цветками.
Существовали «Венки Разлук», которые дарились парням и мужчинам, отправляющимся на войну или на заработки, или если парень разлюбил и встречается с другой. Основой этих венков были первоцвет, как символ недолговечности, и вереск – обозначавший одиночество и безнадежность.
Важную роль в жизни девушки играл свадебный обряд, который начинался со сватовства. Существовал обычай вручать любимой или любимому венок в знак согласия, который позже перерос в традицию обмениваться кольцами в знак помолвки. Если девушка была согласна выйти за сватавшегося к ней парубка, она, как правило, надевала барвинковый венок. Нередко на шляпу жениху, оберегая его от сглаза, надевали венок из искусственных цветов или разноцветных ниток.
В свадебных обрядах венок является символом брака и одновременно — символом девичества невесты: например, свадебный венок не надевала выходящая замуж вдова или невеста, утратившая девственность до брака. Брачные венки обычно сохранялись в семье для счастья в супружестве: их хранили за образами, чтоб брак был крепким, зашивали в подушку новобрачной или подвешивали в доме на потолочной балке, или над дверью.
Кроме свадебного, венки участвовали и в других обрядах наших предков, обычно выступая в роли оберега от нечистой силы, сглаза и порчи. В календарных ритуалах весенне-летнего цикла (Юрьев день, Троица, Зеленые святки, Иван Купала, др.) венки служили непременным украшением их участников, защитой жилых построек и домашнего скота, объектом магических действий и гаданий. Особое значение придавалось Жатвенному Венку, который плели из колосьев в день окончания жатвы прямо на поле, украшали цветами и лентами, возлагали на голову лучшей жнице, и она, в сопровождении поющих и пляшущих сельчан приносила его в деревню и хранили в амбаре до следующей жатвы или до засева. Считалось, что Жатвенный Венок сохраняет силу зерна и передает ее будущему урожаю.
Богодухов день, третий в празднике Троицы, отмечают девушки особенно. Они организовывают различные забавы, например, «водить Тополю»: выбирают самую красивую девушку, которая и играет роль Тополи. Красавицу украшают венками так, чтобы ее никто не мог узнать. В сопровождении веселой ватаги с шуточными песнями Тополя ходит от дома к дому, и хозяин каждого должен её щедро отблагодарить гостинцами.
Одним из распространенных ритуалов на Ивана Купалу был обряд гадания на венках, по которому под «дерево счастья» сажали девушку с завязанными глазами, возле нее клали сплетенные заранее венки из свежих и увядших цветов, и она наугад давала каждой девушке венок, который был символом ее будущей судьбы.
Тогда же девушки водили хороводы с венками. Каждая держит два венка, поднимая их вверх к солнцу, девушки медленно идут одна за другой и поют купальские песни. Под вечер эти венки пускали на воду. По тому, как они плыли (быстро, вращаясь, утопая, связавшись с другим венком и т.п.), загадывали свою будущую судьбу. Если венчик поплывет — девица выйдет замуж в этом же году, пристанет к берегу — не ждать суженого, а если утонет – то она скоро умрет.
На венках совершали приворотные заговоры. Цветы могут быть любыми, но срывать их нужно очень рано, пока не просохла роса (примерно до 9 часов). Надо сплести из них венок и надеть его на голову. Это будет «венчик брака» — противоположность и защита от колдовского «венчика безбрачия». Надев на голову венок, произносят трижды такой заговор: «Двенадцать цветов с двенадцати полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажись, ко мне повернись и на меня посмотри!». Внимание мужчин обеспечено, и вы выберете своего единственного из двенадцати молодцов. Этот венок, засушив, носят с собой, завернув в чистый лоскут.
На Троицу плели венки во время сбора «троицкой» зелени, предназначенной для украшения дома и двора. В головные венки часто вплетали полынь как надежную защиту от русалок. Старались в Троицын день не выходить из дома без венка, их надевали и старые, и малые, и мужчины, и женщины.
Венки всегда служили оберегами. Для изготовления оберега на любовь, деторождение, богатство и счастье в венок вплетали чеснок, лук, хлебные колосья, сладости, кольца, особые магические травы. Венок давали мужчинам, как оберег, если они шли на войну. Если девушка на яблочный спас сплетет венок из яблок, то по поверью, в следующем году она обязательно выйдет замуж, а если она уходила в монастырь, то ей плели особый монашеский венок. (Женщинам нечего делать в монастырях, женщина предназначена для любви, а не для аскезы!!!)
Венки оставляли на деревьях и чердаках от молний, клали под первый сноп для увеличения следующего урожая, подкладывали в гнездо наседки, в колыбель новорожденного, прятали под одежду от ведьм, вешали в полях и огородах. Девушки умывались водой с мокрого венка для красоты и здоровья.
После обрядового использования венки подлежали ритуальному уничтожению (их сжигали, разрывали на части, бросали в воду, забрасывали на дерево и т. п.), но часть из них сохраняли в качестве охранительного и лечебного средства или средства, стимулирующего плодородие, приплод.
Венок мог быть также атрибутом погребальной обрядности, чаще всего при похоронах детей и неженатой молодежи. В этом случае он служил одним из элементов символической «свадьбы», которую устраивали для умершего. Венок возлагали на голову покойнику или на крышку гроба. По поверьям, такие веки надо было сплести из тех же растений, что и свадебные.
Поговорки о венке: «Кто умеет веночек свить, тот умеет жизнь любить», «Какой венок – такой голосок».
P.S. Между прочим — Библия запрещает ношение венков:
«Употребление венков не дозволено… Разум, седалище которого в мозгу, не следует какими-то венками сковывать. Служители Вакха не иначе справляют свои оргии, как в венках; возложив на себя их, до крайности они воспламеняются. Поэтому нам отнюдь не следует через употребление венков поддерживать общение с демонами. Несправедливо себя увенчивать цветами, когда мы знаем, что на Господа возложен был венок из тернов» (цитаты из Первого послания коринфянам апостола Павла и Евангелия от Матфея и от Иоанна).