В 1998 г. во Франции и в 2000 г. в Италии издательство Einaudi выпустило книгу Карла Фердинанда Вернера «Nascita della Nobilita – Lo sviluppo delle elites politiche in Europa Nascita» – результат исследования происхождения аристократии Европы, в течение пятидесяти лет проводившегося в Парижском институте культуры, президентом которого является автор книги, крупный учёный в области средневековой историографии. Эта работа была проигнорирована итальянскими «медиевистами», которые не хотят признавать ошибочность собственной замкнутости на «истории Западной Европы» (которую преподают в средней и высшей школе), по отношению к истории Европы, которая, на самом деле, гораздо шире, чем они себе представляют. Мы приведём начало этой книги (написанной для тех, кто хочет знать лучше наши корни), чтобы прокомментировать главу «История происхождения «русских»».
Когда беседуешь с людьми, интересующимися периодом Средневековья, всегда ощущаешь витающие в воздухе предубеждённость и ограниченность. Термин «Средневековье» появился, благодаря деятелям Просвещения, которые, определив Средневековье, как эпоху накопления знаний и материальных богатств, поставили Западную Европу в центр цивилизации всего мира (Википедия: Термин «Средние Века» (лат. medium aevum) был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо в работе «Декады истории, начиная от упадка Римской империи» (1483). До Бьондо доминирующим термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской Империи до Возрождения было введённое Петраркой понятие «Тёмные века», которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени. В узком смысле слова термин «Средневековье» применяется только по отношению к западноевропейскому средневековью).
Начало Средневековья закреплено захватом и разграблением Рима вождём вестготов Аларихом в 410 г. н.э. и отречением последнего Римского Императора (всё в Италии!) Ромула Августа в 476 г. Окончание Средних веков, как правило, связывают с падением Константинополя в 1453 году от руки Магомета II Завоевателя или открытием Америки Колумбом в 1492 году. Все эти события и привязанные к ним временные пределы сконцентрированы на Западе. Конечно, они условны и идеологически удобны. Но, порой, лишают понимания взаимосвязей и истинных причин.
В истории не существуют внезапного перерыва, когда можно переходить от одного периода к другому, закрывая одну дверь и открывая другую. Нельзя описывать историю «только французскую» или «только итальянскую». Часть истории, которую мы называем эпохой Средневековья, принадлежит всем европейским народам, в том числе и тем, что находятся на северо-востоке, за Рейном и Эльбой, несмотря на то, что «отечественные» историки с высокомерным презрением наградили эти народы прозвищем «варвары», совершенно игнорируя их роль в развитии европейской цивилизации.
Эволюция человеческой культуры – процесс медленный, бесконечный и непрерывный. Исторический опыт показывает, что причинно-следственные связи соединяют события, удалённые, как во времени, так и в пространстве. Возможно, что сегодня те предрассудки, о которых мы говорили выше, выглядят более-менее сглаженными. И всё-таки те, кто интересуется русской историей, вынуждены будут столкнуться с большими трудностями в своём исследовании. Одна из причин заключается в том, что история русского средневековья, основанная на исследованиях советских историографов, построена на концепции марксистско-ленинского классового подхода, что породило конфликт и развело «западную» и «восточную» историографию Европы по разные стороны баррикад.
Наши историки скорее обращаются к произведениям «медиевистов» французской и немецкой культуры, нежели к источникам русских летописей в переложении или интерпретации советских специалистов. Но пришла пора стряхнуть этот груз предубеждений, иначе история большей части Европы навсегда останется для нас «тёмным пятном», что значительно искажает общую картину развития нашего континента.
С чего начать? Первым шагом должны быть решительные изменения в привычных концепциях и методах изучения, что, естественно, встретит огромное сопротивление. Но всё-таки давайте попытаемся взглянуть на предмет нашего исследования без сложившихся предрассудков.
К сожалению, поиски в университетских библиотеках или книжных магазинах серьёзной исторической литературы, которая позволит нашему историку-новатору «перевалить Альпы и перейти за Рейн», – пустая трата времени. Причина банальна: русским языком – главным инструментом изучения славянского мира, распространённым на огромной территории Большого Европейского Севера, владеет в необходимом объёме ничтожное количество специалистов. Чья это вина? Идеологии? Существовавшего железного занавеса или других запретов советской власти, держащей все свои интеллектуальные исследования под замком?
На самом деле, эти причины гораздо более древние и многочисленные, продиктованные не столько идеологическими, сколько религиозными и политическими моментами истории. Иногда мы даже сомневаемся, действительно ли существовала русская история до Петра Великого или Ивана Грозного (не оттого ли, что Иван, а не Джованни?), а может происхождение русского государства это лишь выдумки советских коммунистов, населявших Царство зла?
Это могло бы быть шуткой, если бы не было горькой правдой западноевропейского взгляда на Средневековье. Академический европейский мир исключил русский язык из сферы своих интересов по расовым и политическим причинам, и сегодня у него нет историков, которые бы знали этот и другие языки Восточной Европы в достаточной мере, чтобы прочесть в подлиннике огромное количество трудов до и постсоветских историков. Интересно, что и энтузиасты изучения Средневековья, и студенты, все они сами игнорировали изучение русского языка, потому что русская история неудобна, она не вписывается ни в одну существующую на Западе «средневековую итальянскую концепцию»!
До сих пор эта «странная» ситуация заставляет русское Средневековье оставаться по ту сторону Карпат. А то, что в качестве «русского Средневековья» известно на Западе, подпадает под академическое влияние русскоязычных «историков», эмигрировавших в Европу или в США, большинство из которых было вынуждено заняться славистикой вовсе не потому, что хорошо знало предмет изучения, а лишь потому, что владело инструментом (языком), необходимым для чтения многочисленных русских летописей и их интерпретации, порой очень сомнительной и тенденциозной.
Эта двусмысленная ситуация и породила наше намерение приложить все усилия, чтобы открыть европейской исторической науке двери в новый мир, чтобы изучать историю без политических предрассудков, без парадной трескотни и возгласов «я это всегда знал!». Но со смирением заинтересованных, любопытных и, безусловно, не ревнивых людей, которые стремятся говорить на простом и строгом языке фактов!
Для начала необходимо понимание, что временные границы русского «средневековья» не совпадают с границами, принятыми для этого периода на Западе: началом его можно считать основание легендарной династии Рюриковичей, а концом – угасание династии в конце XVI века, когда сын Ивана IV, прозванного Грозным, умирает без достойных наследников на его корону (так называемую, «шапку Мономаха»). Взошедший на престол Борис Годунов – уже не Рюрикович.
Когда епископ Roma Nova (затем Константинополя) рукополагает и узаконивает статус Римского Императора и священность его империи, Европа открывает новую страницу своей истории, в которой Римская Империя признана единственно возможной во Вселенной, созданной христианским богом. Это событие через несколько столетий отразилось на Киеве, где князь Владимир и его «элита» в конце X века пожелали, наконец, принять христианство в качестве государственной религии! Это было не очень легко, ведь попытки крестить русских предпринимались константинопольскими патриархами и до 988 года. В дальнейшем процесс шёл «сверху вниз» медленно, но неуклонно. Точно так же, как это было на Западе в государстве франков. Империя действовала уже опробованными методами, расширяя свои границы, если «не мечом, так крестом».
Причины, по которым Константинополь желал союза с Киевом были всё же несколько иными, чем те, что побуждали расширяться Рим за несколько столетий до того. С распространением Христианства и перемещением политического центра из Рима в Италии в Новый Рим на Босфоре, Христианство начинает соперничество со стремительно наступающим Исламом. Вот он уже на берегах Сицилии и Гибралтара, на Балканах, в степях между Каспием и Чёрным морем. Естественно, что в такой ситуации Новый Рим использует все возможности, чтобы как можно быстрее вовлечь в сферу своего влияния ближайшие территории.
Франкские короли, как наследники древнего Рима, сами предъявили претензии на децентрализацию власти. Естественно, что Патриарх Рима, итальянец, должен был заключить союз с новыми силами «варваров» – королями франков. Возникла идея создания великого светского государства под руководством папы. В 767 году была написана подложная Константинова грамота, в которой Константин Великий, оставляя Рим, якобы передал Папе Римскому императорские права. Благодаря эксклюзивности «Константинова дара» Папа Римский поспособствовал созданию новой универсальной империи, фактическое управление которой он поручил Каролингам (Википедия: «Константиновым даром» именовалась грамота, якобы выданная императором Константином Великим папе Сильвестру, в которой тот объявлял, что передаёт папе власть над всей западной частью Римской Империи, сам же удаляется в Константинополь (грамота эта в реальности была сфабрикована около середины VIII в. для обоснования возникшей светской власти пап и в особенности их притязаний на верховенство над мирскими властями на Западе). (На самом деле это была лишь часть большой войны против русов. Подробнее об этом можно прочесть в книге Светланы Левашовой «Откровение». – Д.Б.).
Для нормального функционирования любому обществу необходимы источники физического и материального существования, которые требуется защищать от посягательств чужаков. Так формируется элита: военная – для защиты и религиозная – для поддержания законности власти, данной обществу свыше. Элита существует на особом положении, поддерживается роскошью и ставится «выше» остальных членов общества, благодаря своим особым функциям.
Само собой, что все подданные господина-христианина, должны верить в того же бога. Так происходила христианизация Европы, начинавшаяся с элит и распространявшаяся на всё население. В истории, которую мы учили, говорилось о распространении Христианства в Европе с Запада – ирландский монах, святой Бонифаций, проповедовал среди народов Рейна. Будучи кельтом (родился в Девоне), он хорошо знал языческие ритуалы своей земли и сделал всё для того, чтобы люди сезонным праздникам предпочитали мессы в новых церквях, которые он основывал там и сям, проповедуя и постепенно превращая народ в земледельцев, зарабатывающих хлеб «в поте лица своего», согласно Священному Писанию.
Так, люди обязаны были приходить на мессу в конце дня и не пропускать ни одного из церковных праздников. В 752 году этот епископ, борясь с «погаными», заставил срубить священный дуб бога Донара около Гейсмара в Гессене и отравить воды священного источника, использовавшегося для жертвенных возлияний. И это не единственный пример крестового похода «равнины» против «леса»: Св. Мартин Торус (аббат, венгр, воевавший за франков) поступил точно также за несколько веков до Бонифация. Каролинги особенно отличились в этом систематическом разрушении «леса» – в прямом и переносном смысле.
Но почему именно лес, и что давало христианским проповедникам уничтожение деревьев? Христианство, никогда не жившее в мире с язычниками, объясняло, что они – олицетворение дьявола. Их языческие боги не исчезли, они продолжают буйствовать в Аду, там, куда были изгнаны Всевышним! Данте помещает Сатану в Ад в центре Земли, здесь его господство. Но где скрываются дьяволы, когда выходят на поверхность? Где они живут? Ответ очевиден: в языческих храмах или же в лесу! В дубовых рощах с вековыми могучими деревьями, где справлялись языческие обряды! Именно поэтому разрушение «европейского» леса было продолжительным и производилось с фанатическим пылом и экстазом триумфа Бога!
Регулярные проповеди, подкреплённые действием, внедряли в ежедневную жизнь людей не только новые обряды, но и новые обычаи, одежду, потребности. Идеальным занятием, угодным Богу, Церковь считает сельское хозяйство, для которого нужны бесконечные поля. Расширяющаяся Римская Империя раздвигала свои границы за счёт уничтожения густых европейских лесов. Разумеется, сам Христос не полагал, что его учение нанесёт такой ущерб природе, загнав леса в горы и неудоби, и почти лишив Европу самого важного из строительных материалов. Буквально!
Давайте посмотрим вокруг: древние города, деревни, дороги, мосты… Памятники прошлого, которые дают нам возможность оценить меру цивилизованности и разума наших предков. Как правило, всё это руины из естественного камня или камня сделанного человеком (кирпичи!). Но мы нечасто вспоминаем о том, что когда-то прекрасные древние руины имели не только стены, но и крыши, которые были из дерева, и потому не сохранились! А как строились соборы, монастыри и дворцы? Без деревянных ворот, кранов, лесов и настилов это было бы невозможно!
А оружие и инструменты? Кроме наконечников и лезвий из металла, всё было из древесины! Давайте представим только одну армию в десять тысяч воинов с пиками… Сколько нужно повалить деревьев, чтобы сделать древки? Сколько нужно дров, чтобы плавить металл, обжигать кирпичи? Да, просто, греться?! Чтобы построить морские или речные суда, выпаривать соль, строить дома для крестьян?
А теперь спросим себя: где находится качественная древесина? В лесу… Всего несколько цифр, которыми мы обязаны немецкому исследователю Г. Кюхнелю (H. Kuehnel), рисующему картину ужасающего использования древесины в XIII-XIV столетиях: чтобы выплавить 10 кг стекла нужны 2 кубометра дров, в то время, как для производства такого же количества металла изводится дерева до 15 центнеров…
Лес даёт не только древесину, но и другие, не менее важные продукты, которые в ту эпоху, которой мы занимаемся, являлись основой жизни всего общества и её элит, сакрализованных христианством. Для начала можно назвать такие дары природы, как грибы, ягоды и травы, а также вспомнить тот факт, что лес был местом, где крестьянам можно было свободно пасти мелкий скот, и где произрастали различные травы и злаки, входившие в рацион питания селян. Всё необходимое для производства жилья, пищи, тканей, инструментов и обстановки простые люди могли найти в лесу. Таким образом, продолжающаяся вырубка лесов создавала проблемы, и не только беднейшим слоям населения: голодные годы из-за неурожаев порождали крестьянские бунты.
Здесь уместно вспомнить о трёх ordines или общественных слоях, описанных епископом Лана в XI столетии: «Те, кто управляет, Те, кто просит и Те, кто работает». Элита, куда входят короли, императоры, придворные и, так называемые, «нобили» (аристократия), принадлежит к первому ordo. «Те, кто просит», второй ordo: все служители Церкви, причём патриархи церкви относятся и к аристократии, так как являются родственниками королей и императоров. Наконец, есть большая масса людей, которым Бог предназначил работать, чтобы поддерживать жизнь двух других ordines. Церковь и аристократия были вынуждены тратить огромные суммы на поддержание собственного статуса «избранных»: пышные христианские праздники, роскошное убранство церквей и замков, банкеты и приёмы, расходы на войну и оборону…
Но при чём здесь лес, спросите Вы? Вот только несколько примеров:
1. Рабы. Хотя христианская религия признавала равенство всех людей перед Богом, при всех дворах Европы молодые красивые рабы-славяне были по-прежнему очень востребованы и продолжали развлекать знать. Как правило, это были сыновья и дочери крестьян, родом из русского леса. Мусульманские дворы тоже любили молодых славян, но предпочитали юношей, которые стоили очень дорого. Было бы глупо отрицать эту торговлю, так во времена Средневековья молодые люди попадали в рабство не столько «военным захватом», как это было в древности, сколько по своей воле или воле своей семьи.
2. Ценные меха. Служили для того, чтобы отличить богатого от бедного, а также оттенять степень знатности господина. Горностай, соболь, куница, белка, рысь и лисица украшали костюмы и шляпы, перчатки и обувь и стоили неимоверно дорого. От такой роскоши отказаться было просто невозможно!
3. Мёд. В Западной Европе сладости, сделанные из мёда, присутствовали только на столах господ, по причине высочайшей цены. Кроме этого, мёд использовался для производства алкогольного напитка – медовухи.
4. Воск. Изводился в огромных количествах и стоил очень дорого. В то время, как крестьянин удовлетворялся лампой, где горело сало, элита потребляла миллионы свечей, особенно в церквях. Кроме того, воск был необходим для отливки бронзовых изделий по моделям, сделанным из глины.
5. Смола. Самый важный продукт для содержания флота – речного или морского – в надлежащем состоянии «плавучести». То же значение имела и пенька.
Можно продолжить этот список лекарственными травами, рыбой и дичью… Кстати, последняя предназначалась исключительно для элиты. Возвращаясь к истории «крестового похода» равнины против леса, можно говорить о большой исторической ответственности христианства перед европейской природой: там, где не было Папы Римского, был лес!
Ну и что, спросит наш читатель, зачем вы мне всё это рассказываете и как это связано с заявленной в заголовке темой?
Справедливости ради нужно сказать, что потребление леса в Восточной Римской Империей – на Босфоре и близлежащих территориях – было ничуть не меньше, но политика Православной Церкви была гораздо менее агрессивна, чем Католической. Новые народы, принимавшие христианство постепенно и добровольно, сами управляли собственной экономикой без бесполезного религиозного вмешательства. Русский Киев, принявший православие, был экономически самостоятельным государством, отдавая Церкви лишь ежегодную дань в виде десятины.
Здесь снова может возникнуть вопрос: если Русские Земли были крупнейшими поставщиками дерева, воска, мехов и мёда для дворов Западной Европы, то почему об этом никто не знает?
Может, потому что не хочет знать? Существуют документы, и они вполне доступны…
Например, Э. Перруа (E. Perroy) в своей «Il Medioevo, L’Espansione dell’Oriente e la Nascita della Civilta Occidentale» отмечает активную торговлю на севере Европы в XII столетии, когда он видит результаты известного «Drang nach Osten» Оттона из Майнца, но не подчёркивает значение леса в экономике и торговле с севером. Что, видимо, само собой разумеется. Напротив, К. Герке (C. Goehrke) в своей «La vita d’ogni giorno nella Russia Antica» (Повседневная жизнь в Древней Руси) показывает всю важность достаточного количества леса для повседневной жизни.
Не будем называть других многочисленных авторов, скажем лишь, что самый известный из них, Гофф, sic et simpliciter пренебрегает важностью северного леса в развитии западной цивилизации. По нашему мнению, замалчивание исторической и политической важности Большого Севера это, безусловно, ошибочный взгляд на средневековую торговлю. Зато у него много говорится о ярмарках и рынках, где торгуют винами, зерном, и, прежде всего тканями! Но ткани – не главное, и это хорошо знали венецианские и генуэзские купцы, у которых, кроме своих складов на побережье Чёрного моря и Ганзы, были представительства в Новгороде, Полоцке, Смоленске и Пскове, где они закупали товары, имеющие гораздо большую ценность, значение и объёмы, чем продукты и ткани!
Осталось не так много документов, где описываются потоки сырья и полуфабриката, экспортируемого в Европу, но на основании исследований (М. Ломбар, Ж. Фавье, Б. Левис и, особенно, Шехтер, который в 19 веке с потрясающим терпением и педантичностью каталогизировал все бумаги Каирской генизы) можно сделать вывод о том, что торговлей товарами высочайшей стоимости, а значит и их поставками королевским и аристократическим домам Европы, которые были в состоянии оплачивать заказы на большие суммы, занимались евреи-раббаниты.
Будучи прекрасными «логистами», они прокладывали длинные и очень надёжные пути. Именно раббаниты завезли в Багдад и Константинополь технологию производства шёлка (а вовсе не легендарные странствующие монахи, спрятавшие шелковичных червей в своих посохах!). Им же принадлежит заслуга появления культуры риса на берегах Каспия… но, поскольку свои маршруты и контакты они держали в секрете, то разнообразные басни и нелепые выдумки были им только на руку. Более того, они сами распространяли жуткие слухи о больших трудностях на пути в Русские Земли и о сложном ведении дел со славянами, вводя нас в заблуждение насчёт исторических реалий Средневековья! «Искусственное незнание» поддерживалось долго: даже в XVI столетии шведский автор «Истории северных народов», Олаф Магнус, игнорировал местоположение Novgorod-la-Grande!
Как бы то ни было, от «мест производства» (Русские Земли Севера) ценные товары в целости и сохранности путешествовали до Мар Неро (Чёрного моря), а затем до Рима, Аквисграны (Аахена), Кордовы и других городов, к большому удовольствию клиентов и с большими доходами для посредников раббанитов. Кордову мы упомянули неслучайно. Это прекрасный пример одного из стереотипов, бытующих до сих пор, что Европейский Запад был только христианским, в то время, как на самом деле, Испания была почти целиком мусульманской, и апогей расцвета Кордовы пришёлся на X столетие под властью Абд ар-Рахмана III! Сицилия также была арабо-мусульманской и с удовольствием импортировала русских рабов. Меха, мёд, воск, рабы: всем этим снабжал Запад Большой Север, о чём рассказывают нам мусульманские авторы, которые лучше других знали Русские Земли.
Ещё один стереотип: у восточных Славян была отсталая культура, ниже остальной Европы, и этого достаточно, чтобы не интересоваться их историей. Одно из тех странных предубеждений, которые развеять достаточно легко. Лишь несколько примеров:
1037 год. Киев торжественно открывает второй самый большой христианский собор Европы (см. H. Dittmar «La Lotta delle Cattedrali, Politica, Potere e Costruzione di Chiese in Lotta fra Est e Ovest» или Massimiliano Mandel «Storia dell’Arte Bizantina e Russa»)! Вы об этом знали?
Великий Новгород (Novgorod-la-Grande) до XV века был самым большим и богатым городом Северной Европы, одной из самых древних европейских республик. А главное, Великий Новгород был самым грамотным европейским городом! Это не беспочвенные утверждения: при археологических раскопках в 1951 году в Новгороде найдено около тысячи берестяных грамот! Сообщения, написанные на коре берёзы – на сегодняшний день все прочитанные и расшифрованные, – ясно говорят о том, что его жители, от самого богатого и благородного, до простого ремесленника, умели писать и читать! Монахи Троицкой Лавры, пришедшие на грамотный Север, в XIV веке изобрели алфавит для зырян (Угро-финское племя). Что вы об этом думаете?? Это ли не достаточное доказательство культуры Русских Земель?
А вот факты, подтверждающие намеренную слепоту западной версии истории в отношении Руси: в раннем Средневековье в Прикавказье существовала мощная Империя Хазар. Её столица Итиль располагалась на Волге (город не найден по географическим и естественным причинам, но другой, Саркел, столько же известный, построенный Византией, – да!). Хазарская империя исповедовала иудаизм и доминировала на Чёрном море, конкурируя с Константинополем за влияние на Киев. Римская Империя пыталась склонить правящую элиту хазар к христианству, в этих целях неоднократно заключался брачный союз императоров Римской империи с девицами из императорского хазарского рода. Так, римский император Лев IV носил прозвище Хазар, благодаря своей матери, хазарской принцессе Чичек (что в переводе с турецкого значит «цветок»).
В тоже время Хазарская Империя, имевшая родовые связи не только с римскими императорами, но и с русскими князьями, является неотъемлемой составляющей частью русской истории. Ведь именно здесь, в захваченном русскими хазарском городе Херсонесе, киевский князь Владимир принял решение о своём крещении. Но западными историками эти факты проигнорированы полностью!
В книге Роберта Маршалла (современный американский писатель) «Бушующий Восток», вышедшей в 2001 году в издательстве «Нери Поцца», автор благодарит серьёзных академических экспертов, которые прочли и отрецензировали его книгу, рассказывающую о вторжении монголов в Европу. И вот, что мы читаем на первых страницах: «Монголы… 24 марта 1241, Воскресенье. Город Краков разграблен и сожжён. Для остальной Европы разорение Кракова явилось ужасным и неожиданным предзнаменованием» и т.д. и т.п. Как же так? Почти десяток историков и экспертов прочитали текст, и никто из них «не заметил», что абсолютно «забыто» гораздо более важное событие, которое действительно встряхнуло Европу и Папство за четыре месяца до грабежа Кракова!! 6 декабря 1240 года под ударами монгольского войска пал город гораздо более крупный, важный и знаменитый, чем Краков. И это был… Киев! Несколько лет спустя, здесь пройдёт посланник Папы Иоанна монах Карпини, который в своём дневнике подтвердит страшный урон, нанесённый монголами!
Что тут говорить? Остаётся пожелать историкам избавиться от «умственных кляпов» и штампов, так как роль русского Киева в нашествии татаро-монголов, безусловно, была одной из самых главных, и это нужно учитывать, чтобы понять историю всей Европы (как вы, наверное, уже слышали, никакого татаро-монгольского нашествия не было и в помине. Враги откусывали окраины от громадной Славяно-Арийской Империи, занимавшей всю Евразию, а потом присылались имперские войска для наведения порядка. Вот и все татары с монголами. Об этом хорошо написано в статье академика Н. Левашова «Замалчиваемая история России». – Д.Б.)…
Ещё один красноречивый пример. Сегодня выпускается огромное число книг о кавалерах, рыцарях-тамплиерах и крестоносцах. В этих книгах популяризируются записки историков, впрочем, только выдающих себя за таковых, о крестоносцах. Их действие происходит только на Среднем Востоке, где на Третьем походе и потере Сен-Жан-д’Акра в 1291 году… повествование заканчивается! К сожалению, такая трактовка истории крестовых походов изымает из истории Европы ещё один, пожалуй, самый важный крестовый поход, поход тевтонцев, начатый в 1226 году при поддержке Фридриха II и завершившейся Грюнвальдской Битвой в 1410 году! Против кого?
Против пруссаков и литовцев, считавшихся последними язычниками Европы, но, прежде всего, против русских князей – «еретиков»! Надо сказать, что тевтонцы сыграли важнейшую роль в развития Балтики. Они привнесли на эти территории ремесленное производство, распространили рожь на месте пшеницы, которую в балтийском климате было сложно выращивать, ввели народные суды, гражданское право, новую концепцию абсолютного суверенитета и т.д.! Но кто говорит об этом?..
А кто из европейцев слышал об Александре Невском? В 1248 году Папа Иннокентий IV пишет из Лиона своё самое длинное письмо, в котором убеждает князя Александра отказаться от православия и подчинить Русскую Церковь ему, Папе. Согласившись на это предложение, князь решил бы множество проблем с тевтонскими и ливонскими рыцарями. Но он этого не сделал!
Роль женщины в Средневековье – ещё одна большая лакуна. Кто слышал когда-либо о киевской княгине Ольге или Ефросинье Полоцкой, или Марфе Борецкой (Марфе-Посаднице)? Фигуры этих русских женщин имели огромное значение для истории. Возможно, всё, что будет сказано ниже, покажется вам слишком специфическими фактами, чтобы быть известными непрофессиональному историку, однако даже у серьёзных итальянских издателей, достаточно квалифицированных в этой области, вы не найдёте никаких сведений о том, что среди родоначальников династии Капетингов стоит фигура дочери киевского князя Ярослава, красавицы Анны Киевской!
Мать Филиппа I (она, будучи православной, ввела в список родовых германских имён королей Франции библейское и греческое имя Филипп), Анна обучает сына традиционным славянским секретам знахарства, распространяя славу исцеления наложением рук короля. Именно это умение исцелять заложило начало особой церемонии, во время которой Филипп I принимал больных и страждущих, и исцелял… золотуху!
Известно, что в Европе женщины-колдуньи, обладавшие незаурядными способностями, преследовались и даже сжигались на кострах. Но разве кто поверит, что на Руси всё было наоборот! «Знахарки», бывшие единственными медиками в русских деревнях, очень уважались и почитались. Православная церковь смотрела на их деятельность сквозь пальцы, ведь преследование «знахарок», подобное тому, что творилось в Западной Европе, могло бы стать причиной массового бунта против церкви. Кстати, именно знахарство, привезённое во Францию Анной, заложило основы новых направлений медицинской науки – гомеопатии и фармакологии, робко заявивших о себе в Европе только в 16 веке (в 1585 году в Падуе при Университете был открыт первый в Европе ботанический сад, где изучались лекарственные свойства растений).
Когда читаешь рассказы о викингах, варягах и Руси можно легко запутаться, и не только потому, что каждый автор трактует их историю по-своему. Часто авторы сами не знают, где название племени, а где слово, обозначающее шайку разбойников, приходя к неслыханному по своей дремучести заявлению, что викинги «открыли» Русские земли!!! Здесь нам остаётся только развести руками и отослать читателя к нашей статье, посвящённой варягам и частично опубликованной на сайте www.mondimedievali.net. Недавно вышла наша последняя книга «Жизнь Смерда», в которой мы попытались представить огромный восточно-славянский мир, которой по сей день сохраняется в сказках, обычаях, костюмах, и в крестьянской кухне русских, литовцев, эстонцев и жителей украинских степей. Зачем мы это делаем? Просто, потому, что фольклорное наследие русских – самое богатое в Европе!..
Вопрос тем, кто нас до сих пор читает: знаете ли вы восточно-славянских христианских святых? Как насчёт Св. Николая? Этот самый известный рождественский персонаж в Северной Америке, рекламирующий Кока-Колу, – является самым популярным народным святым у русских, культ которого распространён на огромной территории России. Ньюйоркцы даже не догадываются, что обычай дарить сладости хорошим малышам и пепел плохим зародился далеко от Америки.
В Великом Новгороде, где на главной площади стояла церковь Св. Николая, было целых два посвящённых ему праздника: Никола Вешний и Никола Зимний. И если хотите удостовериться в этом или просто почувствовать тесную связь Св. Николая с Россией, отправляйтесь в итальянский Бари, где в соборе на статуе можно увидеть надпись на русском языке.