Появление фамилий у славян

691
0

Фамилии в России появились довольно поздно. В древности до появления фамилий славяне имели имя личное (могли иметь несколько имен) и имя рода из которого происходит человек (например Винитарх из рода Ория). Но так как количество членов рода неимоверно возросло, то появилась необходимость введения понятия «Фамилия», которое отражает к какой семье этого рода относится человек. Большинство фамилий произошло от имен (крестильного или мирского имени одного из предков), прозвищ (по роду деятельности или какой-то другой особенности предка) или родовых имён. Гораздо реже — от названий местности, (например Белозерский от Белое озеро). Как правило, русские фамилии были одинарными и передавались только по мужской линии.

Исследователи установили что абсолютное большинство русских фамилий происходит от дедичества, то есть имени деда (или прадеда), таким образом, закрепляя наследственное имя в третьем (четвертом) поколении. Так проще стало обозначать семьи одного корня, потому что обычно в каждом роде были свои наиболее часто используемые имена. Рождавшихся детей называли в честь умерших дедов и прадедов, что бы дать им возможность заново родиться (вдруг они не все дела завершили на этой земле). А вот называть рожденного ребенка именем ныне живущего члена семьи не разрешалось, так как считалось что леги-хранители (это как греческие ангелы-хранители) не смогут защитить сразу нескольких членов семьи с одним именем.

История происхождения русских фамилий

В различных общественных слоях фамилии появились в разное время. Первыми в XIV—XV вв. они появились у князей и бояр. Как правило, они давались по названиям их вотчинных владений: Тверской, Звенигородский, Вяземский. Среди этих фамилий, немало имеющих восточное или западное (Карамзин, Лермонтов, Фонвизин) происхождение, по причине того, что многие дворяне прибывали на службу к царю из зарубежных стран. Способы образования дворянских фамилий (фамилий древних дворянских родов и родов, выслуживших дворянство чинами после введения Табели о рангах) были многообразными. Небольшую группу составляли фамилии древних княжеских родов, происходивших, как было сказано выше, от названий их княжений.

Чуть позже фамилии появились у служилых людей, в том числе и у перешедших на службу царской России казаков. Как правило, они происходили от мирских имен (родных ведических, а не христианских) – Кирпа, Даремка, Стриха, Сокур, Хрибут, Рижаба, Труш; родовых имен – Лега, Билый; и прозвищ — Щербина, Клочко, Половинок, Неживый, Найда, Зима, Ус, Лежебко.

В середине XIX в., особенно после отмены крепостного права в 1861 г., формируются фамилии крестьян, а до этого их функцию выполняли прозвища и отчества. Так например в архивных документах того времени можно встретить такие записи: «Иван Микитин сын, а прозвище Меншик», запись 1568 года; «Онтон Микифоров сын, а прозвище Ждан», документ 1590 года; «Губа Микифоров сын Кривые щёки, землевладелец», запись 1495 года; «Данило Сопля, крестьянин», 1495 год; «Ефимко Воробей, крестьянин», 1495 год.

В XVII — первой половине XVIII веках у крестьян наследственных фамилий не было вовсе. Крестьянская фамилия жила лишь в продолжение одной жизни. Например, Родился в семье Ивана Прокопий, и во всех метрических записях именуется он Прокопий Иванов. Когда же у Прокопия родился Василий, то стал новорожденный Василий Прокопьев, а вовсе не Иванов. И только с середины девятнадцатого века начались образовываться наследственные фамилии крестьян:

  1. От фамилий помещиков. Одним крестьянам давали полную или измененную фамилию их бывшего владельца, помещика — так появлялись целые деревни Поливановых, Гагариных, Воронцовых, Львовкиных.
  2. В корне фамилий некоторых лежали названия населенных пунктов. В основном это фамилии, оканчиваающиеся на -цкий, -ский. Городецкий, Полоцкий, Улужский
  3. Основной массе крестьян в документе записывали «уличное» прозвище, которое у иной семьи могло быть и не одно. Прозвищные фамилии появились гораздо раньше поголовного офамиливания, случившегося после отмены крепостного права. Именно эти прозвища в первую очередь попадали в переписные листы.
  4. У некоторых в качестве фамилии записывали отчество.

Первая перепись 1897 г. показала, что фамилии не имеет до 75 % населения. Весь этот процесс был весьма сложен и продолжителен, нередко люди продолжали обходиться без фамилий, а у некоторых они появились только в 30-е годы XX века в эпоху паспортизации.

При Петре Первом Сенатским Указом от 18 июня 1719 года, в связи с введением подушной подати и рекрутской повинности официально были введены и самые ранние документы полицейского учёта иностранцев — проезжие грамоты, некие прообразы современных паспортов. Проезжая грамота содержала сведения: имя, фамилия, откуда выехал, куда направляется, место жительства, характеристика его рода деятельности, сведения о членах семьи, которые ехали вместе с ним, иногда сведения об отце и родителях.

Указом от 20 января 1797 года император Павел I повелел составить Общий гербовник дворянских родов, где было собрано более 3000 дворянских родовых имён и гербов. Но реестр фамилий России не ограничивается этим числом, поэтому всем нам для восстановления единой родовой связи с предками обязательно нужно провести исследование появления своего семейного имени.

Пример исследования появления фамилии «Труш»

Я всю жизнь считал свою фамилию «Труш» недостаточно распространенной. Начав собирать сведения по истории фамилии, выяснил, что основная география расселения представителей моей фамилии это Украина (была даже станица Трушка Киевской Губернии), юг Белоруссии, Кубань и Волга. Раз так, означает ли это, что древнеславянское имя «Труш», лежавшее в основе фамилии, когда-то давно было очень распространено в одном из славянских родов который, при образовании фамилий, расселялся именно на этих территориях? Где был изначальный очаг расселения этого рода и его имя, ареал его происхождения? И можем ли мы, опираясь на данные исторических источников, отыскать его? До какого века придется продолжать нам наш генеалогический поиск?

В книге Горбаневского приводится 5 основных путей образования русских фамилий:

  1. Фамилии, образованные от канонических и различных народных форм крестильных христианских имен.
  2. Фамилии, сохранившие в своей основе имена мирские. Мирские имена пришли из ведических времен наших предков, когда было родноверие и имен церковных не существовало. Ведь христианство далеко не сразу заполонило умы, а тем более души славян. Старые традиции хранились долго, заветы предков чтились свято. В каждой семье помнили, как звали прародителей до 7 колена и даже глубже. Предания из истории рода передавались из поколения в поколения. Поучительные истории о былых деяниях пращуров рассказывались на ночь юным продолжателям рода. Многие из мирских были именами собственными (Горазд, Ждан, Любим, Труш), другие возникли как прозвища, но потом стали именами (Дур, Чертан, Неустрой).
  3. Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ предков, рассказывающие, кто из них, чем занимался. Отсюда Гончаровы, Овсянниковы, Черепенниковы, Бондарчуки, Ковали и т.д.
  4. Фамилии, образованные от названия местности, родом откуда был один из предков (основой таких фамилий становились разные географические названия — городов, деревень, станиц, рек, озер и т.д.): Мещеряков, Семилукский, Новгородцев, Москвитинов и т.д.
  5. Интереснейшая группа российских фамилий — принадлежавшие православному духовенству: Аполлонов, Гиляровский, Троицкий, Рождественский.

До принятия христианства у славян были имена, которые называли человека по какому-либо существенному его признаку, внешнему или внутреннему, отражали принадлежность его к определенному роду, порядок появления новых членов семьи и отношения к ним – Бел, Мал, Буян, Молчан, Любим, Ждан, Первуша, Третьяк, и т.д.

Исследователь процесса образования фамилий Тупиков сделал весьма интересный вывод: мирские (не христианские) русские имена в юго-западных районах России могли употребляться самостоятельно (без упоминания имени данного при крещении). Еще один интересный вывод Тупикова: «..в XVII в. русские имена стали терять свое значение личных имен и стали переходить от отца к сыну, т.е. стали становиться фамильными прозваниями…»

Отсюда делаем вывод что скорее всего до семнадцатого века «Труш» это было имя распространенное в одном из славянских родов и этот вывод подтверждается документами.

  1. Год 1490 Труш — войт (голова города) г. Луцка (Украина). Год 1563, Труш упоминается в г.Кременце (Украина, недалеко от Луцка). — материалы взяты из словаря А. Баженовой.
  2. «Список с писцовой и межевой книги города Свияжска. Письма Дмитрия Андреева сына Кикина с товарищи лета 7076-го (1567г) Ноября»: « В деревне в Бурундукове с чувашею и с татарами живут полоненики и новокрещены, во дворе Митько, во дворе Малайко, во дворе Михалко, во дворе Ротко сапожник, во дворе Иванко полоненик, во дворе Беляйко Труша новокрещен..» (Волга)
  3. В реестре казачьего Войска запорожского от 1649г. (гетман Богдан Хмельницкий) упоминаются два человека с именем «Труш», это Труш Москаль из сотни Жаботинской и Труш Ясченко из сотни Веремиевской из-за Днепра. (Украина) И в этих всех документах «Труш» записано как имя, а вот уже в документах датированных 18 веком «Труш» записывается как фамилия человека:
  4. Пивовар А.В. в своей работе «Поселения заднепровских мест в документах середины ХVІІІ столетия» перечисляет пасеку принадлежащую Трохиму Труш (Украина).
  5. При заселении запорожскими казаками Северного Кавказа на Кубань прибыл Брюховецький курень названный так по имени запорожского атамана — Ивана Мартыновича Брюховецкого. При жеребьевке мест под курени зимой 1794 года атаману Брюховецкому досталась территория у устья реки Бейсужок, около так называемого Великого кургана. В реестре куреня под номером 184 числится казак Демко Труш.

То есть мы видим, подтверждается тот факт, что большинство русских фамилий происходит от дедичества, то есть имени деда (или прадеда), который как мы установили скорее всего был запорожским казаком. Но будем двигаться дальше и посмотрим откуда же на Украине появились запорожские казаки. Исторические документы говорят нам следующее: Запорожское казачество напрямую связано с героем Куликовской битвы Мамаем. У Мамая было два сына. Один из них – князь Мансур Кият после смерти отца продолжал верховодить смешанными отрядами из казаков черкасов, казаков киятов, и потомков других славянских родов, которые проживали на Северном Кавказе и части территории Черниговщины и исповедовали родноверие (почитали родных Богов). Это объединение в истории носит название севруков и многие историки называют их пращурами запорожского казачества. Мансур Кият был основателем трех крепостей – Глинской, Глинищевской и Полтавы. Сын же Мансура – Олекса (очень распространенное казачье имя, часто упоминается в реестре запорожского войска Хмельницкого и реестре Кубанского войска) в 1390 году был вынужден креститься в Киеве. Олекса Мансурович в крещении был наречен Александром. Тогда же был крещен и внук Мансура – сын Алексы, именем Иван. Вот этот-то Иван Александрович добился себе в 1399 году от Великого Князя Литовского Витовта титула Князя Глинского. Великий Князь Витовт женил князя Ивана Александровича Глинского на Острожской княжне Настасье Даниловне, а вот их внук Иван Мамай считается основателем запорожской Сечи.

Но кто такой сам Мамай? Обращает на себя внимание многолетняя и постоянная поддержка, которую оказывали Мамаю в Крыму, на Дону и Кубани. Туда он не раз спасался после поражений в ордынских усобицах, и оттуда вновь появлялся со свежими силами. И дело было не только в финансовой (а в 1380 г. – и в военной) помощи генуэзцев, но и в том, что именно там Мамай набирал главную, ударную часть своих войск. Даже после огромных потерь на Куликовом поле он немедленно набрал там ещё одно войско и сразился с Тохтамышем, но силы после Куликовского поединка были уже не те (да и возраст атамана у которого были уже взрослые внуки и правнуки) и он опять проиграл. Вряд ли такие отборные военные контингенты в то время мог поставлять только Крым, где тогда ещё не было ни Крымского ханства, ни крымских татар в том виде, в котором они стали известны в следующем столетии. По-видимому, главную роль тут играло бывшее население Русколани: орды казаков черкасов, казаков киятов, потомки готов-половцев и предки северо-причерноморских руссов, которые кочевали в полосе от северной части Крыма и смежных частей Таврии и Приазовья, вдоль левого берега Днепра в районе порогов и далее на север до Ворсклы.

Для них Мамай был не просто присланным из Сарая администратором, но и своим наследственным местным князем, кто-то из близких предков которого считался едва ли не прямым преемником доордынских правителей этих мест (Русколани).

Текст родословной князей Глинских: «А у Мамая Царя сын Мансур-Кият, а у Мансур-Кията Князя дети, два сына: Князь Алекса (Олекса очень распространенное у казаков имя), а другой Скидырь Князь. И после Донскаго побоища Мамаев сын Мансур-Кият Князь зарубил три городы Глинеск, да Полдову (Полтаву), да Глеченицу (Глиницу). Дети же Мансур-киятовы меньшой сын Скидер (Скидырь) Князь, поимав стадо коней и верблюдов и покочевал в Перекопи, а большой сын его Алекса Князь, остался на тех
градех преждереченных».

Из следующей фразы выше цитированного текста видно, что наследники Мансура разделились сами и поделили остатки своего войска. И это деление как мы увидим ниже произошло из-за Веры. Одни остались с Алексой. Другие ушли со Скидером на юг, так как не хотели изменять своей родной ведической Вере и были как и Мамай идолопоклонниками (то есть почитали кумиры своих Богов). В «Сказание о Мамаевом побоище» (по другому «Задонщина») говорится: «Попущением Божием за грехи наша, от наваждения диавола въздвижется князь от въесточныа страны, имянем Мамай еллинъ (так в наших летописях называли староверов или по другому — язычник), верою идоложрец (то есть поклоняющийся кумирам Богов) и иконоборец, злый христьянский укоритель».

Далее там же мы видим, каких Богов призывает Мамай на помощь во время своего бегства: «Безбожный же царь Мамай, видев свою погыбель, нача призывати Богы своа Перуна и Раклиа и Хорса». Бог Перун это покровитель славянских князей, а Бог Хорс (вместе с Колядой) является покровителем казачества. Хорс представлялся всегда в окружении белых псов или волков которых на казачьей балачке зовут хортами. Также в честь этого Бога назван и остров Хортица – основная база Запорожцев. А то что часть мамаевцев ушла со Скидером на юг, косвенно подтверждается тем, что много позже, в конце XVIII века, когда Суворов захватил Кубань, многие Кубанские казаки чтобы не принимать чужую христианскую веру вынуждено эмигрировали в Турцию и среди них имелась группа, которую московиты называли «мамаевцами».

В XVIII – XIX веках в украинской народной живописи бытовал характерный сюжет: изображался запорожский казак, сидящий поджав ноги и играющий на бандуре. Под картиной бывали написаны стихи, чаще всего содержавшие характеристику запорожского казака вообще, нередко ироническую, но всегда вполне доброжелательную. Иногда этот запорожец был единственным героем всей композиции, в других случаях добавлялись другие фигуры и целые сцены, но во всех сценах непременно присутствовал, казак-бандурист в своей стереотипной позе. Нередко бывало написано имя казака. Имена бывали разные, но среди них чаше встречался «козак Мамай», а в народе вообще все картины этого типа были известны как портреты «козака Мамая». «Козак Мамай» известен вообще на всей Украине, но наиболее распространена была эта картина на Черниговщине, Полтавщине и Харьковщине, то есть на территории, центром которой является Полтавщина.

И так мы видим, что на Украину запорожские казаки переселились с территории Северного Кавказа. Но какие же славянские рода проживали в древние времена в этих местах. На это нам дает ответ «Велесова книга»:

«Готы что остались после Галареха , ушли на полночь и там исчезли, и Детерих вел их . После же о них не знаем ничего. А берендеи пришли до нас, и рекли нам о весьма великом утеснении от Ягов, которые шли по следу Гунов. И так тот Белояр сказал им подождать, и к ним пришел с 50000 (воинов) неожиданно, и Ягов разбил, которых на все стороны как блаженных разбросал….. ведь муж рода Белояра пошел по ту сторону Ра (Волга) реки и предупредил там Синьцев, идущих от Фряжцев, яко Гуны на островах подождут гостей и обберут их. Было то за 50 лет от Алдореха. А еще древний род Белояров был сильным….. Белояр Криворог был в то время князем Рушти (в велесовой книге русских, часто называют именем «Руш» -русский, в английском до сих пор наше название пишется только так, отсюда и имя в этом роду Т-руш, То русский). И белого он голубя пускает. Куда летит, туда идти. А он полетел на Греков. Криворог напал на них и их разбил. Тут Греки как лисы хвостом вертели. Дали Криворгу золотое руно с серебряным коньком. И удержался Криворог тот на Сурожи (город в Крыму)…»

Вот и все стало на свои места, в этих местах кочевали люди из древнего славянского рода Руш, а фамилия Труш говорит всего лишь о принадлежности современных потомков к этому роду.

Расшифровка имени Труш

Далее мы разберем подробнее, что же означает имя Труш, и приведем несколько вариантов его расшифровки:

  • В «Велесовой книге» писаной славянскими жрецами в IХ веке русские называются родовым названием «РУШ». Также в Х веке упоминается имя «Рушав» у южных славян, в ХI веке упоминается имя «Руш» в Богемии и Моравии, в ХIII веке Рушковичев был князем литовским. Отсюда следует, что «Труш» просто означает – То Русский, потомок Руш.
  • Если прочитать это имя с глаголицы или со словенской Буквицы с помощью образных значений то получим: Т — твердо, утверждено богами, незыблемо; Р – рецы, мудрость проистекающая из мира Прави которую мы речем. То есть что получили свыше, то и произнесли. У — ук, (уок) соединение небесного и земного, связь на грани контактов. Ш — Широта асов, их мудрость, три канала сил (души, духа, совести), то есть связь человека с небесами, божественный уровень. Отсюда следует что, Труш это тот кто, должен иметь связь на грани контакта с небесами и твердо передавать людям мудрость полученную от богов (числовое значение имени = 800).
  • Если прочитать это имя с рун с помощью образных значений то получим: Т — утверждено богами Ру — активное воздействующее начало, как разрушающее так и созидающее, приводящее божественные силы в действие Ш — Божественные силы жизни.

То есть Труш это человек который должен твердо и активно воздействовать на жизнь с помощью божественных сил.

А теперь соединим все вместе и получим более полное значение древнего родового имени.

Труш – это человек принадлежащий к русскому роду-племени, который способен: 1) установить связь с силами трех миров (Яви, Нави и Прави) на грани контакта; 2) твердо без искажений передавать людям мудрость полученную от богов; 3) сам твердо и активно воздействовать на жизнь с помощью божественных сил (но надо не забывать что все это потенциальные возможности которые необходимо ещё воплотить).

Некоторые известные представители фамилии Труш сумевшие реализовать в той или иной мере свои заложенные в имени Рода возможности:

  • Труш Иван Иванович 1869 г. рождения – украинский живописец, картины — («Гуцулка с ребенком»), портреты (И.Франко), лирические пейзажи. Памятник ему установлен во Львове.
  • Известный генеалог конца XIX века К. А. Труш
  • Владимир Яковлевич Труш (1869 -193 …). «один из решительных и неустрашимых борцов и пионеров в деле полного приобщения Галицкой Руси к общерусской культуре», он «оказался после войны одним из первых будителей павшего, было, народного духа в крае». В 1923 г. во Львове было основано общество «Русская школа», членом-основателем которого был всё тот же В.Я.Труш…

Этот материал подготовлен для того, чтобы через исследование фамилий, побудить ныне живущих восстановить прерванную связь со своими древними родами. Поэтому желаю каждому удачи на этом пути.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ