В древности практически сразу за оградой жилища наших предков начинался дикий лес. Бескрайние поля, воспеваемые в произведениях русских поэтов и писателей, появились гораздо позже, после повальной вырубки лесов. Из дерева делали все: дома, посуду, ложки и даже пуговицы. Для каждого предмета подбиралось особое дерево.
Древние славяне делили деревья на добрые и злые. Добрые использовались для постройки дома, хозяйственных нужд и обрядовых действий. В наше время биоэнергетики подтвердили разделение пород деревьев на способные подпитывать человека энергией и, наоборот, забирающие, высасывающие жизненные силы. К первым относятся дуб, береза, сосна, каштан.
Осина, ель и распространенный в наших городах тополь способны ослабить энергетику человека. Но и им древние славяне нашли применение: осиновое полено прикладывали для избавления от головной боли, осиновой щепкой натирали десну при зубной боли. Вытягивая энергию, осина снимала напряжение, ослабляла боль.
Наши предки часто оставляли начавшее расти внутри дома дерево или строили дом вокруг ствола благородной породы. Еще в начале XX века на месте, где будет сруб дома, высаживали молоденькую рябинку, березку или дубок, в Сибири – молодой кедр сажали в красном углу.
Никогда не рубились для хозяйственных нужд особо почитаемые деревья – высокие, широкие и старые. Верили, что в них вселились души умерших праведных стариков.
Не рубили деревья, выросшие на могилах, – а вдруг в это дерево вселилась душа умершего! Боялись трогать деревья с аномалиями развития – искривленные, закрученные, особенно «против Солнца» (противосолонь). Не использовали «проклятые» породы – осину и ель. Из уважения – и обувавшую, а иногда и одевавшую древних славян липу. Не брали сухие мертвые деревья, в них уже не было жизненной энергии, которая подпитывает человека. Не заготавливали древесину зимой, так как растения находились в спячке, по мнению предков – были «мертвые».
Ну вот, дерево для рубки подобрано. Теперь смотрели: куда оно упадет макушкой. Если падало на север или повисало на соседних деревьях, то ствол не брали – плохой знак. Бросали и дерево, придавившее лесоруба. Оно называлось «буйным», «стоеросовым». Даже щепка такого дерева, подсунутая злым плотником в сруб, приводила, по мнению славян, к смерти хозяев.
Никогда не рубили деревья, посаженные людьми, садовые и растущие внутри ограды. Помните по сказкам: герои разговаривают, советуются с яблоней или вишней? Их почитали как членов семьи.
Деревья считались живыми существами, такими же детьми Земли и Неба. Люди верили, что когда деревья рубят, они плачут. В наше время научные исследования подтвердили, что комнатные цветы «паникуют», когда к ним подходит человек, который только что погубил другое растение.
Наши предки задабривали деревья, прежде чем их срубить. Нужно было снять шапку, поклониться, рассказать о нужде, по которой пришел в лес. Угощением выманивали духов дерева, чтобы они не страдали при рубке. Вернувшись из леса, следовало очиститься: по-поститься и тщательно вымыться, лучше всего в бане.
Наши предки интуитивно чувствовали то, что в наши времена подтвердили ученые, изучающие окружающий нас мир, и жили в согласии с природой и существами, которые ее населяли.