Дэниэлю Суэло 51 год, и у него совершенно нет денег. Сознательно, намеренно, благословенно нет денег. И он счастлив.
У него не только нет долгов по ипотеке или за аренду жилья, он и зарплату не получает. А также не покупает еду или одежду. Не имеет никаких приборов с приставкой «ай». Домом ему служит пещера на общественной земле возле города Моаб в штате Юта. Он выискивает еду в мусоре или берет ее с земли (кто-нибудь хочет жареных кузнечиков?) Про него говорят, что он свежевал и варил попавших под машины животных. Он моется без мыла в ручье.
Осенью 2000 года Суэло (так он стал называть себя вместо прежней фамилии Шеллабаргер) решил вообще перестать пользоваться деньгами. Это означало: никакого «сознательного бартера», никаких талонов на бесплатную еду или иные правительственные подачки. Его задачей стало «пользоваться только тем, что дается бесплатно или выбрасывается, и то, что уже существует и бегает», написал он на своем сайте в интернете Zero Currency.
Многие задаются такими вопросами: он ненормальный, или халявщик, или просто приверженец простой, честной жизни, и мы осмелимся сказать – жизни по Христу?
Хорошие вопросы. И ответы от разных людей будут разными.
Суэло не всегда был современным пещерным человеком. Он учился в университете Колорадо и изучал антропологию, одно время даже подумывал учиться на врача. Он жил в настоящем доме с четырьмя стенами, окном и дверью, и приносил еду из магазина, а не со свалок.
Но, как он говорит, со временем его стала охватывать депрессия, клиническая депрессия, главным мотивом которой стало приобретение. «Каждый раз, когда я писал резюме для поступления на работу, подписывался под документом, открывал счет в банке или просто покупал банан в супермаркете, я чувствовал себя нечестным», — говорит он.
Хотя он считал себя христианином, он обнаружил, что такие же принципы применяются и в даосизме, иудаизме, индуизме, буддизме, джайнизме, исламе, а также у сихков, мормонов, шаманов и язычников.
Один год он проработал в порту на Аляске. Но здесь он тоже чувствовал, что поступает нечестно. Тогда он и его приятель решили жить тем, что дает природа – ловили гарпуном рыбу, собирали грибы и ягоды. Суэло (что по-испански значит «земля») позднее с 50 долларами в кармане автостопом отправился в Моаб. Когда он прибыл, у него осталось всего 25 долларов. Он понял, что деньги ему нужны только для того, что на самом деле ему не нужно, типа чипсов и выпивки.
Тогда он начал развлекаться идеей о том, чтобы вообще жить без денег. Он поехал в Индию и был очарован индуистскими отшельниками (садху), которые странствовали без корысти и без имущества. Он подумывал о том, чтобы стать одним из них, но потом понял, что «настоящее испытание веры будет в том, если я вернусь в самую материалистическую страну в мире, которая поклоняется деньгам, если вернусь к истинно глубоким принципам духовности, спрятанным за нашей религией лицемерия, и стану там таким садху». «Стать бродягой, бомжом, и превратить это в искусство – эта мысль меня покорила».
Вскоре он так и сделал. Он рассказывает, что оставил все свои сбережения – аж целых 30 долларов — в телефонной будке, и ушел.
Однако он сделал это не в вакууме; он бесплатно вел свой блог из городской библиотеки Моаба. Вместо того, чтобы просто сидеть на горе и рассматривать свой пупок, он хотел оказать воздействие на других, распространить свою благую весть.
Постепенно он понял, что в словах Суэло имеется очень много здравого смысла. Это случилось как раз накануне экономического кризиса. «Я чувствовал, что многое из того, что он говорит, было пророческим». – рассказывает Сандин. «То, что деньги – это иллюзия, наркотик. Все это нашло во мне отклик после экономического коллапса».
Сандин был настолько заинтригован, что решил написать о Суэло книгу «Человек, который бросил деньги» (The Man Who Quit Money), она вышла из печати в марте.
Хотя большинство отзывов о книге были положительными, некоторые подвергли Суэло шквалу критики, утверждая, что он никчемный изгой, питающийся за счет общества, не привнося ничего взамен. И у них есть основания: этого человека оштрафовали за езду на крыше поезда (что бы Иисус сказал на это?), и он не прочь пересидеть зиму в домике на дереве, а это, знаете ли, совсем не то, чтобы жить на земле.
И кроме того: как он вообще кому-то помогает, если ему ничего не нужно? Уж явно он не борется с голодом в мире и не излечивает рак.
Марк Сандин эти доводы отвергает. «Он не получает ничего по государственным программам — пособие малоимущим, талоны на бесплатную еду, медицинские услуги» — говорит Сандин. «Он пользуется деривативами налогоплательщиков только в двух случаях – когда ходит по дорогам и когда пользуется публичной библиотекой. В этом отношении – да, он халявщик – он пользуется дорогами и не платит за это налоги. Но если вы попробуете просчитать, какую сумму он забирает из системы, получится пара долларов в год — меньше, чем кто-либо когда-либо использовал».
«Вместо этого он активно проводит идею о том, что деньги — это иллюзия», — говорит Сандин. «Их просто печатает Федрезерв, они ничего не значат и они приведут нас к закрепощению». Суэло просто не хочет принимать в этом участия, поэтому свою жизнь он строит на своих условиях.
При всем при этом Марк Сандин, однако, не хочет следовать примеру Суэло. «Мне нравится у него то, что он живет на природе, но мне кажется, мне этого хватает, когда я работаю проводником в фирме Аутворд Баунд. В данный момент у меня другие приоритеты».
Суэло, со своей стороны, не собирается возвращать в свою жизнь деньги. «Я знаю, что можно жить без денег», — говорит он. – «В изобилии».