А был ли на самом деле лениновед Латышев?

345
0

Давно известно, что желтая буржуазная пресса способна на любую пакость. И все-таки каждый раз, читая очередную мерзостную писанину, не перестаешь удивляться глубине нравственного падения ее сочинителей.

22 апреля, в день рождения Владимира Ильича Ленина, «Московский комсомолец» опубликовал беседу своей корреспондентки Ирины Бобровой с неким Анатолием Латышевым, которого она рекомендует как известного историка-лениноведа, всю жизнь посвятившего изучению биографии В.И. Ленина. Правда, мы почему-то не узнаем, чем же известен этот известный историк-лениновед? Какой научный вклад внес он в лениниану? Где работал или быть может работает до сего времени?

Но поверим пока корреспондентке, что Анатолий Латышев есть, и он именно тот, кем его рекомендуют. О чем же поведал лениновед Ирине Бобровой и нам, читателям?

После августовских событий 1991 года, рассказывает он, ему выдали спецпропуск для ознакомления с секретными ленинскими документами. С утра до вечера он сидел в архивах, читал записки и телеграммы Ленина, и у него волосы вставали дыбом. Представьте себе, в 1905 году Ленин, находясь в Швейцарии, призывал молодежь Петербурга обливать кислотой полицейских, ошпаривать кипятком солдат, использовать гвозди, чтобы увечить лошадей, забрасывать улицы ручными бомбами. Прочитав эти строки, читатель был вправе рассчитывать на пояснение историка: что же там происходит, в Петербурге? Почему молодежь должна прибегать к таким отчаянным действиям? Поскольку историк никаких пояснений не дает, давайте без него разберемся, в чем тут дело?

Да, есть у Владимира Ильича статья «Задачи отрядов революционной армии», написанная в конце октября 1905 года. Точнее, набросок статьи. Это было время, когда революция шла на подъем. Позади уже были восстания в Лодзи, Риге, на броненосце «Потемкин». То тут, то там массовые стачки и демонстрации рабочих переходили в вооруженную борьбу с полицией, казаками и черносотенцами. Но силы были далеко неравные. Рабочие несли большие потери и терпели поражения. В.И. Ленин обдумывает вопрос, как рабочим отрядам успешнее противостоять правительственным войскам. Из-под его пера появляется упомянутая выше статья.

Анатолий Латышев обставляет дел так, будто он обнаружил ее в секретных ленинских архивах. Неправда! Никто из нее секрета не делал. Статья публиковалась в третьем, четвертом и пятом собраниях сочинений В.И.Ленина. Уж кому-кому, а лениноведу это должно быть известно. Известен, конечно, ему и другой факт: статья в 1905 году не печаталась, никуда не рассылалась и ни один рабочий знать не знал о «террористических» призывах Ленина.

Вот таков он, историк, Латышев.

Эпизод с «террористическими» призывами Ленина — это только начало. Далее историк-лениновед знакомит нас с еще более ужасными действиями Ленина. Будучи главой Советского правительства, он рассылает по городам и весям свои свирепые наказы. В Нижний Новгород пришла бумага следующего содержания: «Навести массовый террор, расстрелять и вывезти сотни проституток, спаивающих солдат, бывших офицеров и т.п. Ни минуты промедления». Вот он пишет кому-то записку: «Я предлагаю назначить следствие и расстрелять виновников в ротозействе». Вот дает указание повесить, чтобы народ видел, не менее 100 зажиточных крестьян.

Такой человек, полагает «наивная» Ирина Боброва, не мог не думать об истреблении русского народа и она спрашивает лениноведа: существуют ли свидетельства об этом страшном намерении вождя? И он, выдает новые приказы Ленина: сжечь Баку полностью, поголовно истребить всех казаков. Одну за другой шлет на Кавказ телеграммы: «Перережем всех»!

Вы понимаете что-нибудь, читатель? Я тоже ничего не понимаю. Зачем надо полностью сжигать Баку? Почему необходимо истребить всех казаков? Что означает «перережем всех»? А нам с вами, дорогие читатели, ничего и не следует понимать. Задача корреспондентки и лениноведа вовсе не в том, чтобы прояснить истину, а что бы затемнить ее и закрепить в нашем сознании образ В.И. Ленина как маниакального убийцу. А для этого все средства хороши. В ход пущены ложь, клевета, полуправда. Не могли исходить от главы Советского правительства приказы об истреблении всех казаков и кавказцев, о сжигании Баку. И не случайно лениновед зачастую не дает ни адресатов ленинских записок, ни обстоятельств и времени их написания. К тому же, они будто бы находятся в секретных архивах. Поди проверь!

А между тем, для доказательства «маниакальной свирепости» Ленина А. Латышеву не обязательно было обращаться к секретным документам. Такие «доказательства» есть в собраниях сочинений Владимира Ильича. Вот одно из них — телеграмма Ливенскому исполкому, посланная 20 августа 1918 года. «Приветствую энергичное подавление кулаков и белогвардейцев в уезде. Необходимо конфисковать весь хлеб и все имущество у восставших кулаков, повесить зачинщиков из кулаков, мобилизовать и вооружить бедноту… арестовать заложников из богачей и держать их, пока не будут собраны и ссыпаны в их волости все излишки хлеба».

Жестоко? Да! Но эта жестокость вызвана и оправдана обстоятельствами.

…Шел август восемнадцатого года. Уже полыхала гражданская война. Огненное кольцо со всех сторон охватило молодую Советскую республику. На севере высадились англо-французские войска, заняли Мурманск, Архангельск и образовали Временное правительство Северной области. На юге румынские войска захватили Бесарабию. Под пятой немецких оккупантов оказались Украина, Белоруссия, Прибалтика. Японцы хозяйничают в Приморье. На Средней Волге и в Сибири подняли мятеж части корпуса, сформированные из пленных чехов и словаков. Вместе с иностранными интервентами боевые действия развернули войска генералов Алексеева и Деникина на Северном Кавказе, Краснова — на Дону, Колчака — в Сибири. То тут, то там вспыхивают белогвардейско-кулацкие восстания. Военное положение обострялось наступившим голодом. В таких условиях надо было действовать решительно и жестко. И Ленин действовал. Решительно, жестко и порой жестоко. Революция защищала себя от контрреволюции.

Нынешние контрреволюционеры, как когда-то и бежавшие заграницу белогвардейцы, любят выставлять напоказ жестокости Ленина, большевиков и «не замечают» жестокостей иностранных интервентов и белогвардейцев. Еще М. Горький писал: «Гнуснейшее лицемерие — кричать только о жестокости красных, умалчивая о фактах садической расправы с красными, о которых так хвастливо рассказывают белые в своих мемуарах». И далее Горький приводит такой факт: осенью 1918 года «освободитель» Кубани генерал Покровский зарубил в Майкопе 2 тысячи пленных красноармейцев. Кстати, в то время в армии Деникина действовал приказ: пленных не брать. И не брали.

«Представьте себе, — продолжал М. Горький, обращаясь к белоэмигрантам, — что большевики ушли, и вот перед вами свободный путь в Россию. Подумайте же остатком совести: что теперь могла бы вы принести с собой русскому народу? Ведь у вас ничего нет за душой… Лично я уверен, что вы только увеличили бы в России число — остаток — нищих духом и количество извращенно злых». Не правда ли, как по-современному звучат сегодня эти пророческие слова писателя! Наследники белогвардейской контрреволюции нынешние «демократы» привнесли в нашу жизнь извращенное зло и духовную нищету.

По утверждению Анатолия Латышева, В.И. Ленин яростно ненавидел русский народ. Ненависть эта якобы объясняется тем, что у него в роду не было ни капли русской крови и мать, немка, воспитывала его и других своих детей в духе презрения ко всему русскому. Никаких свидетельств об антирусском воспитании детей Ульяновых лениновед не привел. И не мог привести — их попросту нет. Зато известно, что все дети этой большой семьи, за исключением рано умершей Ольги, стали революционерами, прошли через аресты, тюрьмы и ссылки. Во имя чего? Во имя освобождения русского и других народов России от гнета помещиков и капиталистов! Один этот факт сам по себе опровергает злостную выдумку об антирусском воспитании В.И. Ленина и его ненависти к нашему народу.

Сам Владимир Ильич считал себя русским и гордился этим. «Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости?, — спрашивал он в статье «О национальной гордости великороссов». — Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т.е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов».

Не будем копаться в родословной В.И. Ленина, хотя и тут лениновед намеренно исказил истину. Мы не расисты. Принадлежность к какой-либо нации, на наш взгляд, ничего не прибавляет человеку и ничего не отнимает. Человек ценен сам по себе. Хорошо сказал об этом А.С. Пушкин в эпиграмме на Фаддея Булгарина, соглядатая и доносчика:

Не то беда, что ты поляк:
Костюшко лях, Мицкевич лях!
Пожалуй, будь себе татарин, —
И тут не вижу я стыда;
Будь жид — и это не беда;
Беда, что ты Видок Фиглярин.

Оттого, что Я.М. Свердлов — еврей, Ф.Э. Дзержинский — поляк, М.В. Фрунзе — молдаванин, они не стали для нас менее значимыми государственными деятелями. То же самое можно сказать о советских маршалах — поляке К.К. Рокоссовском, армянине И.Х. Баграмяне, генералах, Героях Советского Союза еврее Л.М. Доваторе, грузине К.Н. Леселидзе и других полководцах.

Много отсебятины наговорил А. Латышев на тему «Ленин и религия». Вождь якобы ненавидел только русскую православную церковь, к другим относился терпимо. Более того, в начале 1918 года он будто бы намеревался запретить православие, заменив его католичеством. Потом почему-то передумал и решил как можно быстрее покончить с религией и попами. Попов — расстреливать беспощадно и повсеместно, а церкви подлежат закрытию. Но, приписав Ленину эти фантастические намерения, А. Латышев показал свое собственное невежество и неумение сочинять ложь, хотя бы немного походившую на правду. Всем известно, кроме лининовода А. Латышева, всю жизнь изучавшего биографию В.И.Ленина, что Владимир Ильич был принципиальным противником религии во всех ее видах. «Религия есть опиум народа, — писал он, — это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманиванию рабочего класса».

С религией, считал он, надо бороться. Но не запретительными мерами, не закрытием церквей и гонениями на служителей культа. Это только усилит религиозный фанатизм верующих. Необходимо шире вовлекать трудящиеся массы в строительство новой жизни, наладить издание атеистической литературы, повсеместно развернуть научную и антирелигиозную пропаганду.

В январе 1918 года В.И. Ленин подписывает декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Каждый гражданин получил право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Права верующих были закреплены в Первой Советской Конституции, принятой на 5 Съезде Советов в июле 1918 года.

Но не все гладко складывалось в отношениях церкви и государства. Руководство православной церкви и многие ее служители враждебно встретили Октябрьскую революцию. Патриарх Тихон обратился к духовенству и верующим с посланием, в котором предавал церковному проклятию — анафеме Советскую власть и призывал к борьбе с нею. В ходе гражданской войны многие священники вели контрреволюционную пропаганду, участвовали в заговорах и мятежах, активно выступали на стороне белогвардейцев и интервентов.

В 1921-1922 годах в Поволжье, подвергшемуся сильнейшей засухе, разразился голод. Рабочие и крестьяне вымирали целыми семьями и селениями. По просьбе трудящихся голодающих губерний президиум ВЦИК постановил изъять из церковных имуществ все драгоценные предметы из золота, серебра и камней и передать их советским финансовым органам. На средства от продажи драгоценностей предполагалось закупить заграницей продовольствие для голодающих. Часть духовенства во главе с патриархом Тихоном встретила в штыки это постановление, организовала решительное сопротивление изъятию драгоценностей, что в ряде мест привело к антисоветским выступлениям. Все это вызывало ответные действия, включая карательные, со стороны Советской власти. Но за веру в бога и выполнение культовых обязанностей священники не преследовались.

В художественно-публицистической лениниане насчитываются сотни очерков и воспоминаний о Владимире Ильиче, написанные его соратниками, сослуживцами, знакомыми, ходоками, бывавшими у него в Кремле. Читаешь их и перед вами во всем величии предстает образ великого пролетарского вождя. Вскоре после его смерти Максим Горький писал: «Даже некоторые из стана врагов его честно признают: в лице Ленина мир потерял человека, который среди всех современных ему великих людей наиболее ярко воплощал в себе гениальность».

Авторы воспоминаний отмечают высокие человеческие качества Ленина: простоту, скромность, неприхотливость, общительность, задушевность, отеческую заботливость о товарищах. Он вел почти аскетический образ жизни. Не курил, не употреблял спиртного. Обстановка в его квартире, будь это в эмиграции или в Кремле, была прямо-таки спартанская. В голодном девятнадцатом году он стыдился есть продукты, которые присылали ему товарищи, солдаты и крестьяне из провинции. Когда в его неуютную квартиру приносили посылки, он морщился, конфузился и спешил раздать муку, сахар, масло больным или ослабевшим от недоедания товарищам.

А жили тогда впроголодь все кремлевские обитатели. Даже семья человека, ведавшего продовольствием всей страны! Однажды на заседании правительства народный комиссар продовольствия А.Д. Цюрупа потерял сознание. Врач определил причину — голодный обморок.

Знает ли об этом «известный лениновед» Анатолий Латышев? Ведь послушать его — Ленин, живя в эмиграции, пьянствовал, в Кремле устраивал обильные пиршества с балыком, черной и красной икрой. По его распоряжению будто бы в поселке Зубалово строили шикарные дачи для кремлевских чиновников.

Читая всю эту лживоневежественную писанину, не верится, что автором ее мог стать историк, всю жизнь занимающийся биографией В.И. Ленина. Вероятнее всего, Анатолий Латышев — лицо вымышленное. А беседу с мнимым лениноведом состряпала корреспондентка Ирина Боброва на редакционной кухне.

В. Пителин

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ